«Формирование атмосферы успеха в работе с детьми «группы риска»
(программа социальной реабилитации и педагогического сопровождения
в клубе «Подросток»)
Корчагина Мария Григорьевна,
социальный педагог МБОУ гимназии № 12 имени Белоконя В.Э., отличник народного просвещения Российской Федерации
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше несовершеннолетних, совершаются опасные преступления.
Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике. Мною разработана программа по профилактике правонарушений, правовому просвещению школьников, формированию активной жизненной позиции несовершеннолетних, которая эффективно действует в течение пяти лет в клубе «Подросток». Посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий в клубе обеспечивается формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит, прежде всего, в воспитательной работе с детьми и подростками, в которой не последнюю роль играет наш клуб «Подросток».
Пояснительная записка
«Гражданственность - умение реализовать
свои права и свободы не нарушая прав и
свобод других граждан»
Н.В. Вознесенская
Современные дети в процессе знакомства с окружающим миром сталкиваются с множеством социальных и личных проблем, которые негативно влияют на учебу и дальнейшее включение личности в полнокровную жизнь общества. Данная проблема особенно актуальна потому, что в последнее десятилетие отмечается увеличение числа общественно-опасных действий, совершаемых несовершеннолетними, которые характеризуются как кризисное состояние, способствующие появлению новых негативных форм поведения подростков.
Всё чаще мы стали произносить «переходный», «трудный», «критический» возраст. Эти слова стали обычными, их произносят родители, учителя, работники образовательных и других учреждений, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает родителям, воспитателям, педагогам найти правильную линию поведения по отношению к ребенку, подростку, принять нужное решение в той или иной ситуации.
В специальной литературе термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость педагогическому воздействию. Как правило, причиной сопротивляемости педагогическому воздействию является отставание личности в своем положительном развитии и, как результат, у него возникают комплексы недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей.
На психологии детей крайне негативно сказывается неблагополучное положение семьи (усиливается расслоение семей по уровню доходов), растет число разводов, внебрачных детей, разрушается структура семей (увеличение количества неполных, неблагополучных, асоциальных семей), изменяются взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию и обучению. Произошло резкое снижение роли семьи в формировании личности ребенка, подростка, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном очаге, в образовательных учреждениях.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди подростков и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних.
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Внеклассная жизнь школьников не предполагает бесплатного выбора видов деятельности, удовлетворения различных интересов и возможности для развития самодеятельности. Поэтому все дети «группы риска» требуют особой заботы, повышенного внимания к себе.
В связи с поступлением в начальные классы учащихся , состоящих на учёте в КДН, в реабилитационном клубе «Подросток» занятия проводятся по трём направлениям:
I– группа ранней профилактики (учащиеся 2-5 классов);
II- «группы риска» (учащиеся 6-8 классов);
III- группа волонтёров (группа старшеклассников, ставших на путь исправления и учащихся, желающих заниматься общественной деятельностью в гимназии).
Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым – просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.
Оно не подразумевает подготовку будущих юристов, это практическое применение права к реальной жизни, не имеющее отношения к специальному юридическому образованию.
Учащиеся получают основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях за счет использования методов, стимулирующих общение, развитие критического мышления и позитивные отношения между детьми и взрослыми. Воспитание потребностей и навыков правомерного поведения требует формирования в школьном коллективе отношений, основанных на строгом выполнении закона.
Программа социальной реабилитации учащихся, состоящих на внутришкольном и ином учете, направлена на формирование гражданских качеств личности. Эта программа реализуется на занятиях в клубе «Подросток».
Цельюпрограммы является правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в г. Ставрополе, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между учащимися и учителями, а также другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Основные задачи:
1. Выявление интересов и потребностей несовершеннолетних, трудностей и проблем, отклонение в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, оперативно оказывая педагогическую поддержку подросткам, создавая ситуацию успеха;
2. Профилактика асоциального поведения; повышение уровня правовой культуры подростков;
3. Формирование у несовершеннолетних опыта самоуправления в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
4. Внедрение новых подходов к организации и проведения гражданского воспитания учащихся в условиях городской гимназии, социальная поддержка и защита прав несовершеннолетних подростков.
5. Формирование атмосферы успеха несовершннолетних в учёбе и общественной деятельности.
Основные принципы:
1. Безусловное уважение личности подростка.
2. Защита прав и законных интересов обучающихся.
3. Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
4. Взаимодействие различных заинтересованных служб.
Содержание программы
1. Человек и общество. Человек живет в обществе. Школа- общество детей и взрослых. Порядок в обществе. Детские организации. Наши успехи и недостатки. Какими «болезнями» болеет наше общество.
2. Родина начинается с семьи. Я и моя семь-я. Разговор о бабушках и дедушках и об их детстве, о самом интересном и удивительном из их жизни. Моя родословная. Составление презентации «Я и моя семья». Семейный альбом. Кем гордится моя семья? Что ждут родители от своих детей. За что я горжусь своей семьей. Семья гордится мной?
3. Соседи в общем доме. Кто мои соседи в доме, во дворе. Какие общие дела нас объединяют. Кто мои друзья во дворе и школе. Как сделать наш дом чистым, уютным, красивым.
4. Моя родная сторона. Малая Родина. Где я родился и живу. Историческая Родина. Ставрополь – моя малая Родина (презентация: «История Ставрополя в названиях улиц»). Моя улица, Моя гимназия. Как мы храним память и традиции наших старших поколений.
5. Добро и зло. Хорошие и плохие поступки. «Можно», «Нельзя», «Нужно». Почему общество осуждает зло. Честность. Доброта. Отзывчивость. Справедливость. Любовь к семье, к людям, родному краю. Милосердие и бездушие. Жизнь, здоровье как ценность.
6. Законы Российской Федерации по защите прав ребёнка:
- Конвенции ООН о правах ребёнка;
- Федеральные законы: «Закон об образовании»; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Закона Ставропольского края «О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»;
7. Правонарушение и наказание. Понятие антиобщестенного деяния. Ответственность за правонарушения в общественных местах. Ответственность подростков за употребление спиртных напитков. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
8. Устав гимназии – основной Закон для всех гимназистов. Права и обязанности гимназистов. О нравственных нормах поведения в коллективе. Как справиться с агрессией. Поощрение за хорошую учебу, участие в общественной жизни гимназии и наказание за нарушение Устава. Ответственность за нанесение вреда здоровью и достоинству личности.
9. Я - гражданин России, Ставропольского края, города Ставрополя, гимназии. Презентация «Я – гражданин России». Гимн, Герб России, города Ставрополя, гимназии. Паспорт – основной документ гражданина. Заповеди гимназиста. Честь гимназиста.
Личные качества гимназиста:
- Сознательная дисциплинированность, обязательность;
- Независимость, порядочность, чувство достоинства;
- Умение переносить трудности; умение преодолевать страх;
- Социальная закалённость, трудолюбие;
- Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других;
- Умение видеть свои недостатки, умение постоять за себя.
10. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Мир не возможен без толерантности, развитие и демократия невозможны без мира. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире.
11. Здоровье. Жизнь дается один раз. Духовное и физическое здоровье. Зависимость счастья от здоровья. Забота о здоровье – признак цивилизованности. Что мешает укреплению здоровья. Спортивные секции в гимназии, городе. Мой любимый вид спорта.
12. Человек и культура. Что такое культурный человек. Культура личных отношений. Тактичность. Вежливость. Грубость и хамство. Религии о культуре.
13. Защита природы. Красота окружающей среды. Опасность экологической катастрофы. Правила поведения на природе. Я и моя семья в сохранении и восстановлении природы во дворе, на улице, в гимназии. Долг человека перед природой. Природоохранная деятельность (работа над проектом: «Экологические проблемы гимназии и прилегающей территории»).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ:
Гражданские навыки рассматриваются как критерии поведения гимназистов в образовательном учреждении, среди сверстников, в обществе.
Юный гражданин должен уметь:
- размышлять и действовать от имени индивидуума для общественного блага;
- идентифицировать и объяснять информацию относительно социальных проблем;
- принимать и защищать свои решения по проблемам;
- работать и действовать индивидуально и в коллективе.
Юный гражданин должен стремиться сформировать отношение по таким гражданским ценностям, как:
- ответственность
- самодисциплина
- вежливость
- сострадание
- терпимость
- открытость для переоценки позиций
- уважение чести и достоинства других граждан
- сотрудничество
- готовность к участию в общественных делах
- готовность к образованию
- готовность ориентироваться на общее благо
Каждый поступок, продиктованный заботой об окружающих, об успехе общего дела, становится школой гражданского поведения. В этом смысле гимназия создает достаточно ситуаций, где они могут проявить заботу друг о друге, о классе, о гимназии, об учителях и родителях. Достаточно посмотреть какличность:
- строит свои отношения с другими людьми;
- берет на себя инициативу и ответственность в большом и малом;
- обладает сознательной дисциплиной;
- стремится принести пользу окружающим, Отечеству.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются от безделия.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо в гимназии хорошо продумана система работы во внеурочное время, клуб «Подросток» является важным элементом этой системы.
Практика показала, что учащиеся, прошедшие курс обучения и воспитания в клубе «Подросток», в течение последних 8 лет улучшают качество знаний, исправляют поведение и продолжают участвовать во всех мероприятиях в гимназии в отряде волонтёров «Вместе мы сила». Подростки успешно занимаются исследовательской и поисковой работой, готовят проекты, с которыми выступают на научно- практических конференциях, проводят тематические классные часы в младших классах, коллективы старших классов являются наставниками над младшими, проводят совместные мероприятия.
Ребята являются активными участниками в городских, краевых и российских конкурсах, на которых занимают призовые места. После окончания гимназии поддерживают связь со своими подшефными ребятами. Администрация гимназии поощряет такую деятельность клуба.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в воспитательной работе детей и подростков, в которой не последнюю роль играет и наш клуб «Подросток».
Приложение 1
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать
к концу учебного года в клубе
Несовершеннолетние должны знать:
- правила поведения в гимназии на уроке, на перемене;
- правила личной безопасности.
- основные обязанности и права ученика;
- правила поведения в общественных местах, дома;
- названия государства и государственную символику;
- различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
- высказывать негативное отношение к плохим поступкам.
- приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
- что такое закон?
- как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
- какие поступки нарушают устав гимназии?
- какие правила поведения надо соблюдать на дороге?
- Правил дорожного движения.
- первоначальные представления о юридической ответственности.
- как государство может защитить права ребенка?
- какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?
Должны уметь:
- выполнять Устав гимназии;
- соблюдать правила поведения в гимназии;
- выполнять законы класса;
- соблюдать безопасность на улице.
- дисциплинированно вести себя на дороге;
- соотносить моральные нормы с повседневным поведением
- уважать людей;
- бережно относиться к своему и чужому имуществу
- правила личной безопасности.
- защищать свои права;
- выполнять обязанности гимназиста;
- соблюдать навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях;
- знать Основной Закон государства, законы Ставропольского края.