Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

     Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривает решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода: ребенок дошкольного возраста "должен иметь представления о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу".

     В динамике формирования гендерной идентичности можно выделить три основных периода:

1) понимание половых различий;

2) осознание своего пола;

3) гендерная идентификация.

     Критические точки приходятся на 3 года (первичная половая идентичность) и 5 - 6 лет (система гендерной идентичности).

     Пол - первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди других людей и не называя себя "Я", ребенок туже знает: мальчик он или девочка. Сравнивая себя с другими детьми, получая разъяснения от взрослого, он узнает, какую одежду должен носить, какими игрушками играть и т.д. Ребенок двух лет может не различать пол на изображениях обнаженных людей, но стоит одеть людей на картинках, и он верно назовет пол человека.

     Маленькие дети воспринимают свой пол как нечто непостоянное. Так, мальчик трех лет испугается, если его за плохое поведение пообещают превратить в девочку, а пятилетняя девочка в ответ только засмеется, потому что к 5 - 6 годам у ребенка формируется гендерная идентичность не на обозначающем уровне, а как единство переживаний ролевого поведения.

     К этому времени дети понимают: пол - это то, что навсегда дано им природой. Мальчик (когда вырастет) будет мужчиной, дядей, папой; а девочка - женщиной, тетей, мамой. Мальчики и девочки основными признаками пола считают одежду, волосы, голос, лицо. Но, объясняя, чем они отличаются от девочек, мальчики упоминают различия между ними по силе и особенностям игры. На седьмом году в характеристике пола появляются рассуждения о психологических особенностях и элементы субъективизма. Так, девочка скорее отметит, что мальчики хулиганят, а мальчик не преминет сказать, что мальчики защищают девочек или что девочки становятся мамами, а мальчики папами.

     Гендерная идентичность - это процесс осознания и принятия определений мужественности и женственности, которые существуют в рамках той культуры, в которой рождается и вырастает человек.

     Как правило, гендерная идентификация становится стабильной с 4 - 5 лет, но процесс построения не заканчивается, фактически он продолжается всю жизнь - вместе с изменениями общественных представлений о должном гендерном поведении.

     Овладение гендерной принадлежностью должно реализоваться во всех образовательных областях дошкольного учреждения. Так, в образовательной области "Социализация" должно формироваться умение проявить заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и т.д.) в соответствии с гендерной принадлежностью.

     Одно из наиболее сложных направлений - работа с родителями. Без их поддержки воспитательно-образовательная работа в ДОУ полноценно осуществляться не может, но уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма специалистов детского сада, в том числе от их уения найти формы, приемы и способы совместной деятельности. Задача педагогов состоит в том, чтобы на родительских собраниях донести важность гендерного подхода в свете современных требований.

     Уместно будет организовать для родителей стенгазету "Мальчики и девочки" с целью показать родителям, что одна из задач, стоящих перед дошкольным учреждением - формирование у детей гендерной идентичности. Тематика стенгазет может быть различна: "Я - девочка", "Я - мальчик", в них могут быть представлены материалы о половозрастных особенностях детей; должны содержаться рекомендации по дифференцированному подходу к мальчикам и девочкам; также можно разместить в стенгазете памятки для родителей мальчиков: "Джентльмен" или "Последний бойскаут", и памятки для родителей девочек "Василиса Премудрая" или "Золушка".

   Одной из форм работы с родителями может быть введение таких групповых традиций, как "Встречи с интересными людьми", которые проводятся в группах старшего возраста в две недели. Тематика встреч определяется тем, как и чем родители могут заинтересовать детей:

- труд для общества: интересная, любимая профессия;

- труд для себя и семьи: домашний труд,труд для близких людей;

- труд для души (хобби, увлечения).

     В каждой группе найдутся родители, любящие свою работу, мастера своего дела; родители, увлеченные коллекционированием, рукоделием. Организация таких встреч важна для расширения познавательной сферы детей.

     Семья является одним из трансляторов социокультурного опыта. Именно в семье формируется гендерная идентичность, представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире. Отец обьяснит мальчику, что для успешной и продуктивной работы необходимо учиться; папа и его друзья научат ребенка реальным формам мужского поведения, что особенно важно для мальчиков, так как с раннего детсва воспитанием, как правило, занимаются женщины (мамы, бабушки, воспитательницы, учителя-женщины). Быть красивыми девочек учит мать (тем, что красива сама), а отец учит, что умеет ценить красоту. Семья является своего рода "преломляющим фильтром" на пути вхождения ребенка в гендерную культуру.

     Исключительно важным универсальным агентом гендерной идентификации является общество сверстников. Несмотря на изменение социальных условий, мнения детей о сверстниках противоположного пола отражают традиционные установки взрослых. Подкрепление сверстниками сформировавшихся у детей представлений напоминает им о стереотипных предписаниях, о которых они уже знают. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете своих (гораздо более жестких, чем у взрослых) критериев мужественности и женственности, сверстники тем самым подчеркивают, укрепляют, или, наоборот, ставят под вопрос его гендерную идентичность.

     Оценка поведения ребенка другими является предпосылкой возникновения и усвоения идентификации. Идентифицируясь с представителем одного с ним пола, ребенок через другого человека начинает познавать себя. При этом надо отметить, что сверстники оказывают гораздо большее влияние на поведение мальчиков, чем на поведение девочек.

     В настоящее время в результате существенных изменений социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформация культурных стереотипов мужественности и женственности, основными ценностными ориентирами которых становится индивидуальность человека, свобода выбора путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

     Формируя женский образ у девочки, педагоги ДОУ должны ориентироваться в культивировании не только феминых качеств: нежность, мягкость,хозяйственность, но и мускулинных: настоичивость, решительность, смелость, которые так необходимы женщине в быстро меняющемся современном обществе. И наоборот, моделируя образ мужчины у мальчиков, необходимо формировать у него маскулинные и феминные качества: милосердие, заботливость, нежность, которые поогают мужчине в создании семьи, сохранении благоприятной атмосферы в коллективе и обществе.

     Учет гендерной специфики предполагает новый новый подход к дошкольному образованию: процесс воспитания дошкольника непосредственно связан со становлением гендерной идентичности растущей личности, ее умениями анализировать представления о самом себе как о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая различные стереотипы, навязанные обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»