Одним из направлений модернизации системы образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. Профильная система обучения ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперациистаршей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Профилизация обучения в старших классах подразумевает соответствие жизненным интересам и целям старшеклассников, что в свою очередь, позволит развить и реализовать учащимися свои интересы, способности и простроить жизненную перспективу в целом.
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Основные цели, которые предстоит решить в процессе реализации профильного обучения:
· Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе создаются реальные предпосылки для реализации личностно ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубления в конкретной области.
Проблема выбора профиля представляет собой достаточно сложную проблему как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть судьба старшеклассников.
Согласно Концепции профильного обучения можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
Организация образовательных учреждений разного уровня может предоставлять учащимся возможность осваивать интересный материал.
Предпрофильная подготовка– это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Предпрофильное обучение в 8-9 классах является подсистемой профильного образования старшей школы и способствует формированию образовательного запроса учащихся при выборе дальнейшего профильного обучения.
Предпрофильное обучение учащихся основной школы осуществляется поэтапно.
На пропедевтическом этапе (завершение обучения в 8-м классе) происходит дифференциация учащихся в соответствии с их намерениями продолжения обучения в предпрофильной школе. Предварительная диагностика образовательного запроса
учащихся на данном этапе осуществляется с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, а также интересов и склонностей.
Основной этап предпрофильной подготовки (обучение в 9-м классе) предусматривает моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, обучение учащихся способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, психологическую диагностику профессиональной направленности учащихся.
При организации учебного процесса особое внимание уделяется как урочным, так и внеурочным формам деятельности (лекции-беседы, семинары, диспуты, дискуссии, «круглые столы».
На завершающем этапе (окончание 9-го класса) осуществляется оценка соответствия возможностей учащегося требованиям выбранного профиля дальнейшего обучения.
Основной задачей предпрофильного обучения учащихся является формирование образовательного запроса на основе знакомства с содержанием обучения на старшей ступени. Несмотря на перспективность перехода школы к профильному обучению, данное нововведение сопровождается рядом психологических проблем.
В соответствии с общепринятой возрастной классификацией Д.Б.Эльконина, учащиеся 8-9 классов относятся к старшему подростковому возрасту (14-16 лет). Этот период характеризуется обращенностью в будущее, потребностью в определении жизненных целей и перспектив, профессиональное самоопределение служит важным механизмом становления личности старшего подростка.
По данным многих практиков, у большинства подростков недостаточно развиты необходимые для успешного выбора профиля такие личностные качества как: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, ответственность, самостоятельность, целенаправленность, самокритичность, эмоциональная (поведенческая гибкость).
По мнению ряда исследователей, раннее профессиональное самоопределение и связанная с этим узкая специализация знаний у выпускников, сопровождается возрастанием избирательной нагрузки на отдельные стороны психики, что может привести к неравномерному интеллектуальному и личностному развитию подростков.
Можно констатировать противоречие между недостаточным уровнем развития личностных качеств, умений и навыков учащихся, отсутствием зрелых мотивов выбора и необходимостью осуществить первичное профессиональное самоопределение в условиях выбора профиля дальнейшего обучения. Снятию сложившегося противоречия может способствовать разработка и внедрение в образовательный процесс школы системы психологического содействия в организации предпрофильной подготовки.
Профилизация обучения в старших классах способствует тому, что учащиеся уже с девятого класса, определяясь с профилем, начинают проектировать свое профессиональное будущее. Но все-таки выбор профиля – это не выбор будущей профессии. Профилизация обучения помогает сориентировать учащегося в многообразии видов профессиональной деятельности, конкретизировать его профессиональные интересы, подготовить к освоению профессиональной деятельности в профессиональном учебном заведении.
В связи с этим психологическое содействие профильному обучению целесообразно осуществлять в рамках следующих направлений профориентационной работы.
1.Профессиональное информирование. В процессе обучения в профильном классе учащийся начинает испытывать потребность в информации о том, в рамках каких направлений он может продолжить дальнейшее профессиональное образование. Акцент в профессиональном информировании необходимо делать на сведениях, отражающих как особенности профессиональной деятельности, так и специфику получения той или иной профессии.
2. Профессиональное консультирование. Способствует окончательной кристаллизации профессиональных намерений и формированию профессиональной перспективы.
В настоящее время в отечественной психологии накоплен значительный материал, характеризующий разные формы и методы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.). В связи с этим, можно выделить возможные формы психологического содействия профильному обучению (См.таб.)
Задачи психологического содействия |
Технологии профконсультирования |
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения |
1. Беседа, интервью, анкетирование |
2. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности |
2. Диагностика ценностных ориентаций, личностных особенностей, интересов, склонностей, способностей |
3. Формирование компетентного отражения мира профессий и образа выбираемой профессии |
3. Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения |
4. Сопоставление идеального и реального образа профессии, формирование мотивации профессионального выбора, коррекция неадекватной самооценки |
4. Тренинги, дискуссии, изучение профессионально важных качеств, входное и итоговое изучение ПВК, профессиональная рефлексия. |
5. Коррекция профессионального выбора |
5. Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления и т.д. |
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, можно выделить некоторые основополагающие моменты этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышения квалификации и т.д.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Кроме основных характеристик профессионального самоопределения можно выделить его содержательно-процессуальную модель, которую также обосновал Н.С.Пряжников.
1. Осознание ценности общественно – полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.
4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи
Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности. Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения обще образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и профессии.