«Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии; убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости»
Закон Российской Федерации
«Об образовании», ст.5
Скоро ваш ребёнок пойдет в школу, и возможно, вы уже задумывались над вопросами:
Сможет ли Ваш ребенок достаточно быстро и безболезненно приспособиться к школьной жизни?
Как подготовить ребенка к переменам?
Каждого родителя неизбежно волнует поступление своего ребёнка в школу.
А значит, что небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей.
Я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах. В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы между дошкольным периодом и началом школьной жизни пролегает огромная пропасть, и в один миг её не одолеть.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс адаптации к школе. И, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Основные моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке ребенка:
– развитие общего кругозора (расширить горизонт познаний ребенка);обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное; приучайте последовательно рассказывать; загадки «наоборот»; играйте в антонимы, съедобное - несъедобное, живое - неживое;
– изучение геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
–между делом считайте в пределах 10; запоминайте цифры; учите ориентироваться в пределах десятка; предлагайте ребенку несложные задачки из жизни; разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство;
– обязательное развитие мелкой моторики, занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи. Для этого необходимо больше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами - бусинками, монетками, спичками, зубочистками, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
- лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников; изготовление поделок из бумаги; застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;
– тренировка памяти – заучивание стихов и песен (это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения анализировать, классифицировать – просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
Помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
– обладать и коммуникативными и социальными навыками – уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться.
На этапе подготовки ребёнка к школе хотелось бы дать несколько рекомендаций:
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Не забывайте, что такие важные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собою, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача родителей запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. Обязательно хвалите его.
Не думайте за ребёнка. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно.
Не пропустите первые трудности. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут сильно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Примерный набор принадлежностей для первоклассника
- Обложки для книг.
- Обложки для тетрадей.
- Тетради в клетку.
- Тетради в линейку.
- Веер букв. Веер цифр. Набор геометрических фигур.
- Счетные палочки.
- Линейка.
- Ручки (чёрная, синяя, зеленая, красная).
- Простые карандаши.
- Закладки длякниг.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Белая бумага.
- Ножницы.
- Альбом для рисования, кисти (натуральные).
- Стаканчик «непроливайка».
- Клей.
- Пластилин, дощечка.
- Цветные карандаши.
- Спортивная форма и спортивная обувь.
- Сменная обувь.
В школу ребёнок идёт не только показать свои знания, но и учиться.
Счастливого пути будущим первоклассникам!
Спасибо за внимание.