Крупенина Любовь Николаевна, воспитатель ГБОУ
школа-интернат №24 Невского района Санкт-Петербурга
Проблема:
Низкий уровень адаптации в обществе у выпускников сиротских учреждений
Актуальность проблемы:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки, – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем, им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права, в частности, жилищные и трудовые, справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов, таких, как оказание себе первой помощи, приготовление пищи, ремонт жилья и многое другое. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет актуальную и трудную проблему для любого государства. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей является социальная адаптация выпускников детских домов и приемных семей, оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, организации досуга, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и обеспечении реализации права на жилье.
Содержательная часть:
Для России социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является новой проблемой.
О том, что даже самое лучшее сиротское учреждение, не может заменить ребёнку семью, начали говорить лет 15 назад. А в последнее десятилетие заговорили о том, что дети, которые не могут проживать со своими родителями по каким-либо причинам, являются особой, уязвимой группой, иногда даже опасной для общества.
Большинство методов социальной адаптации ребёнка пришли в Россию с Запада. О них уже говорят на высшем государственном уровне. Ведь на Западе давно уже имеет большое значение лозунг «Лучшее место для ребёнка – семья». За границей, для того, чтобы поместить ребёнка-сироту в специальное детское учреждение, требуется серьезная причина, которая может быть связана или с его психологическим здоровьем, или с его физическим состоянием, или с его преступной деятельностью. Там детей стараются возвращать родителям, даже которые были лишены родительских прав. Если такой вариант всё-таки невозможен, то ребёнка всё равно стремятся отдать в семью на воспитание, будь то новая приёмная семья, или патронатная семья, или детский дом.[1]
Важным аспектом в социализации в обществе ребёнка из детского учреждения является его адаптация ко взрослой жизни, к бытовым проблемам. Необходимо учитывать особенность режимных моментов в воспитании детей – они всё время находятся в закрытом помещении, они все друг друга знают, им ничего не нужно доказывать. Им не нужно встречаться с новыми людьми, учиться сдерживать себя, проявлять терпимость, быть толерантными. Воспитанники, находящиеся на полном государственном обеспечении, лишены каких-либо потребностей в самообеспечении, они никак не позиционируют себя в обществе. Они не умеют сдерживать своё раздражение, много конфликтуют, и это ещё больше отдаляет их от своих сверстников, как следствие, они становятся более замкнутыми, беспомощными.[4]
Дети выходят из школ-интернатов и других детских учреждений и сталкиваются со множеством проблем. Им трудно найти себя в этой жизни. Педагоги и психологи помогают им решить их трудности, найти себя в этой жизни, решить, кем они хотят быть, чем хотят заниматься в дальнейшем.
Таким образом, чтобы социализация детей в обществе прошла успешно, сформировались социальные компетенции выпускника, у детей была сформирована адекватная оценка себя и других людей в обществе, педагогам сиротских учреждений нужно обратить внимание на следующие моменты, которые позволят развить именно те качества личности, которые помогут детям комфортно чувствовать себя в современном мире:
· культура коммуникации, адекватная оценка ситуации;
· умение сделать правильный выбор, осознать его;
· умение работать не в одиночку, доверять коллективу;
· мотивация на достижение успеха: оценка своих способностей, адекватная оценка трудности задачи, реальное осознание своих сил и постановка задач, спокойная оценка своих промахов;
· способность к творческой деятельности: уметь решать проблемы, когда не хватает знаний, опыта, навыков и умений;
· умение генерировать большое число идей;
· проявить способности к жизнеобеспечению.[3]
На мой взгляд, акцент именно на эти моменты следует увеличивать как во время занятий, так и во внеурочное время. Правильная психолого-педагогическая помощь может помочь выпускникам, которые вступают во взрослую жизнь. Она должна помочь им как можно быстрее освоиться в этом мире.
Подготовкой к самостоятельной жизни детей занимаются в детском учреждении, где они проживают. Часто используются частные службы, центры профессиональной подготовки.
Выход в самостоятельную жизнь у детей из школ-интернатов и других детских учреждений происходит раньше, чем у детей из обычных семей. У детей происходит резкий переход от размеренной жизни, где они чувствовали себя защищёнными, к миру, которого они опасаются. Они должны научиться самостоятельно заботиться о себе, устанавливать контакты с людьми.[2]
Таким образом, судьбы сегодняшних выпускников во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из сиротского учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из детского учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельной жизни, но можно и нужно искать пути совершенствования системы воспитания детей. Такого уровня готовности ко взрослой жизни не удается достичь и в обычных семьях, но эта неподготовленность компенсируется помощью родителей. Выпускники сиротских учреждений не могут на это рассчитывать, и поэтому им приходится надеяться на помощь государственных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Павленок П.Д., Руднева М.Я., Технологии социальной работы с различными группами населениями: Учебное пособие/Под ред.проф. П. Д. Павленка.-М.: ИНФРА-М, 2009
2. Психология социальной работы: учеб. пособие / под общ. ред. М. А. Гулиной. М.;СПб., 2004
3. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. СПБ.: Речь, 2003
4. Шипицина Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та 2003