Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

П.В. Шахматова, г. Нижневартовск,

 МБОУ «СОШ№13»

 

Школа…Для учителей – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Период школьного образования, в общем контексте развития человека, - это период активного познавательного развития, формирования эмоционально-личностной структуры и выработки основных стратегий поведения личности.

В настоящее время многие инициативы и решения государства ставят перед школой новые задачи и требования в рамках реализации федеральных стандартов. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 01.02. 2011г) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.[2,41]

Данные условия ориентированы на становление личностных характеристик обучающихся, а в конечном счете «модели выпускника», которая в видении государственной политики представлена следующим образом:

  • активно и заинтересованно  познающий мир, осознающий ценности труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности;
  • социально активный
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни
  • ориентирующийся в мире профессий. [2,42]

Исходя из вышесказанного происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы в решении поставленных задач перед школой.

Педагогический коллектив школы №13 реализует программу «Адаптивная школа Здоровья», главная цель которой – создание оптимальных условий для формирования интеллектуально и физически развитой личности, готовой к самореализации и самоадаптации через внедрение новых педагогических технологий и подходов в обучении и воспитании.

Одним из главных компонентов целостной системы образовательной деятельности школы является организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Цель психолого-педагогического сопровождения: сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, обеспечение оптимального психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
  2. отслеживание результатов психического мониторинга все участников образовательного процесса
  3. сохранение и укрепление психологического здоровья
  4. создание благоприятного психологического климата в ученических и педагогическом коллективах
  5. консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития
  6. осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ с точки зрения соответствия индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса строиться с обязательным учетом следующих видов деятельности психолога:

  • психологическая диагностика
  • психологическая коррекция и развитие
  • психологическое просвещение и профилактика
  • психологическое консультирование
  • экспертная работа

По направлениям:

  • Психологический мониторинг
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1,5,10 классов в адаптационный период
  • Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
  • Психологическое просвещение и профилактика участников образовательного процесса
  • Профилактика психоэмоционального напряжения педагогов, обучающихся и их родителей
  • Психологическое консультирование

Согласно приказам Департамента образования г. Нижневартовска в работе педагога-психолога выделяются отдельные категории обучающихся, требующие психолого-педагогическое сопровождение:  юноши допризывного возраста, дети с признаками «академической одаренности», дети имеющие признаки суицидального поведения.

Хочется остановиться на каждом из направлений деятельности педагога-психолога в школе, которые влияю на развитие личности обучающихся

  1. Психологический мониторинг.

Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих развитию личности обучающихся. Осуществление мониторинга позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи. [4,258]

Ежегодно на начало учебного года составляется план психолого-педагогического мониторинга, который строиться на основании целей и задач школы.

Для эффективной работы педагога-психолога также используются электронные ресурсы:

1.Программа компьюторной обработки блока психологических тестов (НПФ «Алматея»)

2.Электронная программа «Психологический мониторинг» (автор Д.Ш. Матрос)

3.Электронная программа определения готовности к школьному обучению ( ГОШа автор Д.Ш. Матрос)

Таким образом, проведение мониторинга позволяет отследить развитие каждого ученика, по критериям успешности проводимой школой образовательной деятельности, выстраивать развивающую, консультативную и профилактическую  работу педагога-психолога,  а также использовать полученные данные для принятия управленческих решений в сфере содержания и организации образовательного процесса в школе.

  1. Психологическое развитие и коррекция

Проведение развивающей и коррекционной работы в системе психолого-педагогического сопровождения позволяет решить широкий спектр  задач, что осуществляется с помощью разработанных программ. [1,69]

Программы, реализующие в школе педагогами-психологами:

  1. «Школа будущего первоклассника» - психологическое сопровождение будущих первоклассников, определение готовности обучения в школе,  консультирование родителей будущих первоклассников. Программа рассчитана на 15 часов, реализуется март – май, включает использование диагностического инструментария ГОШа.
  2. «Адаптация 1 классов» - реализуется в течение года
  3. «Впереди 5 класс» - для обучающихся 4х классов,  определение трудностей обучающихся, готовности перехода в основную ступень обучения и решение вопросов адаптации в пятом классе, определение предпрофильности,   реализуется февраль-апрель
  4. «Учимся решать проблемы» (автор М.Р. Битянова) – для обучающихся 5х классов, реализуется октябрь – январь.
  5. «Программа когнитивного развития младших школьников 2-3 класс» – способствует коррекции познавательного развития.
  6. Программа предпрофильного развития «На пути к выбору профессии» - 8 классы в течение года
  7. «Как стать конкурентоспособным» 9 классы программа формирует у обучающихся готовность к первичному профессиональному самоопределению и способность к самопознанию и самоизменению
  8. «Основы делового общения» - 10 классы программа помогает обучающимся приобрести навыки грамотного поведения в деловом общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности, в  дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
  9. «Этика и психология семейной жизни» – 11 классы
  10. Работа в рамках школьной программы «Допризывник» - психологическое сопровождение юношей допризывного возраста
  11. Работа в рамках школьной программы «Одаренные дети» - психологическое сопровождение обучающихся с признаками академической одаренности, конкурсантов олимпиад, конкурсов и конференций

Психологическое развитие и коррекция по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры обучения.

  1. Психологическое профилактика и просвещение

Данная форма работы психолого-педагогического сопровождения  нацелена на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса.  Осуществляется через организацию педагогических советов, семинаров, выпуск газеты профилактической направленности.

Работа с родителями осуществляется через проведение родительской академии «Помоги себе сам» - создание системы сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения, воспитания и развития ребенка. А также проведение родительских встреч позволяющие повысить компетентность родителей в сфере детско-родительских отношений и решение проблем развития детей

      Работа с педагогами в системе психологического просвещения осуществляется через проведение психолого-педагогических консилиумов по решению актуальных вопросов обучения и развития отдельных обучающихся и учебных коллективов. Просвещение педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития через проведение тематических семинаров А также осуществляется анализ результатов мониторинговых исследований для выстраивание индивидуального маршрута обучения и развития обучающихся

   Работа с обучающимися строится через организацию активных форм работы, таких как:

  • Тематические классные часы и встречи с обучающимися с приглашением специалистов центров города («Кардея», центр медицинской профилактики)
  • Проведение мероприятий по сохранению психологического здоровья («День психического здоровья»)
  • Профилактика психоэмоционального напряжения с использованием программ ИБИС, Nova-Pro, АПЭК
  • выпуск школьной газеты профилактической направленности «Без ложного стыда»

Выстроенная система психолого-педагогического просвещения и профилактики позволяет достичь взаимодействия всех участников образовательного процесса для решения актуальных задач обучения и воспитания, повышения психологической культуры.

  1. Психологическое консультирование

Анализ проводившихся консультаций показывает, что чаще всего обращаются учащиеся, учителя и родители по следующим проблемам: ознакомление с результатами проводившихся диагностических исследований,  учебные проблемы (неуспеваемость), поведенческие проблемы, нарушение детско-родительских взаимоотношений. С каждым годом у учителей, родителей и учащихся растет необходимость в получении психологической консультации, это подтверждается количеством клиентов, обратившихся за психологической помощью.

Таким образом, выстроенная система психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса способствует развитию личности обучающихся, повышению профессионализма педагогов и психолого-педагогической компетентности родителей, что создает условия для  решения поставленных перед школой задач.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. –298 с.
  2. Вестник образования России. №15,2011. – 76 с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие. – М.: «Академия», 2003. – 448 с.
  4.  Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы IIМеждународной научно-практической конференции./ Гл.ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары, 2011. – 464 с.
  5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие. – М. : «Академия», 2004. – 208 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»