П.В. Шахматова, г. Нижневартовск,
МБОУ «СОШ№13»
Школа…Для учителей – это храм знаний. Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где всегда должно быть интересно и увлекательно. Период школьного образования, в общем контексте развития человека, - это период активного познавательного развития, формирования эмоционально-личностной структуры и выработки основных стратегий поведения личности.
В настоящее время многие инициативы и решения государства ставят перед школой новые задачи и требования в рамках реализации федеральных стандартов. В основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 01.02. 2011г) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.[2,41]
Данные условия ориентированы на становление личностных характеристик обучающихся, а в конечном счете «модели выпускника», которая в видении государственной политики представлена следующим образом:
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценности труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности;
- социально активный
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни
- ориентирующийся в мире профессий. [2,42]
Исходя из вышесказанного происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы в решении поставленных задач перед школой.
Педагогический коллектив школы №13 реализует программу «Адаптивная школа Здоровья», главная цель которой – создание оптимальных условий для формирования интеллектуально и физически развитой личности, готовой к самореализации и самоадаптации через внедрение новых педагогических технологий и подходов в обучении и воспитании.
Одним из главных компонентов целостной системы образовательной деятельности школы является организация психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Цель психолого-педагогического сопровождения: сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся, обеспечение оптимального психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия;
- отслеживание результатов психического мониторинга все участников образовательного процесса
- сохранение и укрепление психологического здоровья
- создание благоприятного психологического климата в ученических и педагогическом коллективах
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития
- осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ с точки зрения соответствия индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся.
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса строиться с обязательным учетом следующих видов деятельности психолога:
- психологическая диагностика
- психологическая коррекция и развитие
- психологическое просвещение и профилактика
- психологическое консультирование
- экспертная работа
По направлениям:
- Психологический мониторинг
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1,5,10 классов в адаптационный период
- Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Психологическое просвещение и профилактика участников образовательного процесса
- Профилактика психоэмоционального напряжения педагогов, обучающихся и их родителей
- Психологическое консультирование
Согласно приказам Департамента образования г. Нижневартовска в работе педагога-психолога выделяются отдельные категории обучающихся, требующие психолого-педагогическое сопровождение: юноши допризывного возраста, дети с признаками «академической одаренности», дети имеющие признаки суицидального поведения.
Хочется остановиться на каждом из направлений деятельности педагога-психолога в школе, которые влияю на развитие личности обучающихся
- Психологический мониторинг.
Система психолого-педагогического мониторинга является важной составляющей образовательного процесса школы, поскольку непосредственно связана с созданием условий образования, способствующих развитию личности обучающихся. Осуществление мониторинга позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебного процесса с учетом особенностей развития обучающихся, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи. [4,258]
Ежегодно на начало учебного года составляется план психолого-педагогического мониторинга, который строиться на основании целей и задач школы.
Для эффективной работы педагога-психолога также используются электронные ресурсы:
1.Программа компьюторной обработки блока психологических тестов (НПФ «Алматея»)
2.Электронная программа «Психологический мониторинг» (автор Д.Ш. Матрос)
3.Электронная программа определения готовности к школьному обучению ( ГОШа автор Д.Ш. Матрос)
Таким образом, проведение мониторинга позволяет отследить развитие каждого ученика, по критериям успешности проводимой школой образовательной деятельности, выстраивать развивающую, консультативную и профилактическую работу педагога-психолога, а также использовать полученные данные для принятия управленческих решений в сфере содержания и организации образовательного процесса в школе.
- Психологическое развитие и коррекция
Проведение развивающей и коррекционной работы в системе психолого-педагогического сопровождения позволяет решить широкий спектр задач, что осуществляется с помощью разработанных программ. [1,69]
Программы, реализующие в школе педагогами-психологами:
- «Школа будущего первоклассника» - психологическое сопровождение будущих первоклассников, определение готовности обучения в школе, консультирование родителей будущих первоклассников. Программа рассчитана на 15 часов, реализуется март – май, включает использование диагностического инструментария ГОШа.
- «Адаптация 1 классов» - реализуется в течение года
- «Впереди 5 класс» - для обучающихся 4х классов, определение трудностей обучающихся, готовности перехода в основную ступень обучения и решение вопросов адаптации в пятом классе, определение предпрофильности, реализуется февраль-апрель
- «Учимся решать проблемы» (автор М.Р. Битянова) – для обучающихся 5х классов, реализуется октябрь – январь.
- «Программа когнитивного развития младших школьников 2-3 класс» – способствует коррекции познавательного развития.
- Программа предпрофильного развития «На пути к выбору профессии» - 8 классы в течение года
- «Как стать конкурентоспособным» 9 классы программа формирует у обучающихся готовность к первичному профессиональному самоопределению и способность к самопознанию и самоизменению
- «Основы делового общения» - 10 классы программа помогает обучающимся приобрести навыки грамотного поведения в деловом общении, осуществляемом в рамках трудовой деятельности, в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
- «Этика и психология семейной жизни» – 11 классы
- Работа в рамках школьной программы «Допризывник» - психологическое сопровождение юношей допризывного возраста
- Работа в рамках школьной программы «Одаренные дети» - психологическое сопровождение обучающихся с признаками академической одаренности, конкурсантов олимпиад, конкурсов и конференций
Психологическое развитие и коррекция по данным программам нацеливают обучающихся на осознание своих особенностей, развивают навыки рефлексии и самопознания, способствуют повышению учебной мотивации и развитию культуры обучения.
- Психологическое профилактика и просвещение
Данная форма работы психолого-педагогического сопровождения нацелена на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса. Осуществляется через организацию педагогических советов, семинаров, выпуск газеты профилактической направленности.
Работа с родителями осуществляется через проведение родительской академии «Помоги себе сам» - создание системы сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения, воспитания и развития ребенка. А также проведение родительских встреч позволяющие повысить компетентность родителей в сфере детско-родительских отношений и решение проблем развития детей
Работа с педагогами в системе психологического просвещения осуществляется через проведение психолого-педагогических консилиумов по решению актуальных вопросов обучения и развития отдельных обучающихся и учебных коллективов. Просвещение педагогов по вопросам воспитания, обучения и развития через проведение тематических семинаров А также осуществляется анализ результатов мониторинговых исследований для выстраивание индивидуального маршрута обучения и развития обучающихся
Работа с обучающимися строится через организацию активных форм работы, таких как:
- Тематические классные часы и встречи с обучающимися с приглашением специалистов центров города («Кардея», центр медицинской профилактики)
- Проведение мероприятий по сохранению психологического здоровья («День психического здоровья»)
- Профилактика психоэмоционального напряжения с использованием программ ИБИС, Nova-Pro, АПЭК
- выпуск школьной газеты профилактической направленности «Без ложного стыда»
Выстроенная система психолого-педагогического просвещения и профилактики позволяет достичь взаимодействия всех участников образовательного процесса для решения актуальных задач обучения и воспитания, повышения психологической культуры.
- Психологическое консультирование
Анализ проводившихся консультаций показывает, что чаще всего обращаются учащиеся, учителя и родители по следующим проблемам: ознакомление с результатами проводившихся диагностических исследований, учебные проблемы (неуспеваемость), поведенческие проблемы, нарушение детско-родительских взаимоотношений. С каждым годом у учителей, родителей и учащихся растет необходимость в получении психологической консультации, это подтверждается количеством клиентов, обратившихся за психологической помощью.
Таким образом, выстроенная система психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса способствует развитию личности обучающихся, повышению профессионализма педагогов и психолого-педагогической компетентности родителей, что создает условия для решения поставленных перед школой задач.
Список литературы:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. –298 с.
- Вестник образования России. №15,2011. – 76 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие. – М.: «Академия», 2003. – 448 с.
- Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы IIМеждународной научно-практической конференции./ Гл.ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары, 2011. – 464 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие. – М. : «Академия», 2004. – 208 с.