Семейный клуб
Несмеянова Наталья Ивановна
Содержание методической разработки по теме: «Семейный клуб»«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А.Сухомлинский
Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить. (Джерри Фалуэлл).
Аннотация
Методическая разработка направлена на организацию установление контакта с семьей и совершенствование форм совместного семейного досуга, через культурные и спортивные мероприятия, направленные на раскрытие потенциальных возможностей семьи, на улучшение внутрисемейных отношений.
Практическая значимость
Методическую разработку можно применить психологам в школьных учреждениях, ее реализация поможет оптимизировать процесс семейного воспитания путем выработки психологом рекомендаций для родителей через выявление взаимосвязи стиля воспитания с личностными качествами детей. В результате у родителей сформируются продуктивные модели построения взаимоотношений в семье как средства профилактики семейного неблагополучия в целом и повышения школьной успешности у детей.
Актуальность
Семья является базовым фундаментальным условием функционирования общества, важнейшим элементом его самоорганизации. В то же время современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали отчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.
Быть родителем сегодня непросто. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. Все чаще встречаются семьи, где родители не успевают, а иногда и не хотят проводить свободное время в кругу детей. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Для поддержки родителей в их родительской роли воспитания своего ребенка, выстраивания эффективной системы взаимоотношений с детьми.
Что может сама семья? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи. Практика доказывает, что многие семьи не справляются с поставленными перед ней задачами. В семьях наблюдаются непонимание, отсутствие заботы о ребёнке, жестокость отношений, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. И самое главное, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации, не понимают, потому что у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания семейного клуба на базе нашего учреждения очень велика. Семейный клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители, дети, психологи, педагоги, социальные службы системы профилактики в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
В целях укрепления института семьи, оказания комплексных мер поддержки семьям, создана и налажена система взаимодействия школьного психолога с органами опеки, с центром помощи семье и детям, с молодежным центром «Контакт» с целью поддержки семьи, разрешения семейных конфликтов и предоставления временного проживания женщинам с детьми.
Цель:
· повышение психолого-педагогической культуры родителей
· предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем семейного воспитания;
· оказание помощи в формировании в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, для сохранения целостности семьи, возрождения семейного воспитания.
Задачи:
· оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям);
· выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
· повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей) в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
· развивать новые формы общественно-семейного взаимодействия и обучать продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
· обогащать семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями;
· воспитать у детей ответственность, чувство гордости и уважения за свою семью.
Сроки реализации – 1 год.
Участники проекта: коллектив родителей и детей;
Информационное обеспечение проекта:
· родительские собрания для привлечения целевой аудитории;
· регулярные презентации для формирования мотивации и участия в проекте;
индивидуальное приглашение семей, праздники и на мастер-классы;
· размещение информации на сайте учреждения.
Этапы работы:
1. Определение семей – участников проекта;
2. Разработка плана мероприятий для работы;
3. Организация и проведение мероприятий;
4. Анализ, проделанной работы совместно со всеми членами семьи.
Формы работы:
· праздники;
· творческая мастерская;
· игры и упражнения;
· мини-беседы, лекции;
· релаксационные и динамические паузы;
· музыкально-танцевальные этюды;
· моделирование проблемных ситуаций;
· презентация информационных буклетов;
· подвижные игры, дидактические игры;
· художественно-творческая деятельность;
· элементы арт терапии, сказкотерапии;
· тренинги;
· круглые столы;
· экскурсии;
· дискуссии.
Важно при взаимодействии с семьей грамотно применять принципы:
· дифференцированный подход - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
· целенаправленность - привлечение всех участников к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
· плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
· индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
· сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
· стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
· доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий специалистов
· добровольность, компетентность, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Структура заседаний «Семейного клуба»:
1. Теоретическая часть – проводится в интерактивной форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении. 2. Практическая часть – предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники «Семейного клуба» могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержание социальной устойчивости каждой семьи;
2. Коррекция эмоциональных нарушений и снятия психического напряжения, позитивные изменения в сознании и поведении, как родителей, так и детей;
3. Увеличение значения роли ребенка в семье;
4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, и это будет способствовать сохранению целостности семьи и полноценному развитию детей в семье, гармонизации семейных отношений, формированию равноправных партнёров;
5. Родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными и спортивными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается;
6. Уменьшатся факторы риска, приводящие к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
7. Расширение творческого потенциала семьи, что будет способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между родителями и детьми.
Психолог ГБОУ СОШ №68 Калининского района г. Санкт-Петербург Несмеянова Н.И.