Коррекция агрессивного поведения у старших
дошкольников посредством игротерапии
Гурдюмова Виктория Константиновна
На сегодняшний день рост агрессии среди людей стоит достаточно остро. Поэтому вопрос агрессивности в психологии , педагогике, социологии и других науках, все чаще выводится на первые позиции. Связать это можно с различными факторами, ккак с возросшей агрессивностью общества в целом, негативными социально-экономическими факторами и условиями жизни, и особенно с недостаточностью психологической и педагогической работы, направленной на осознание данной проблемы и нахождения путей снижения уровней агрессивности. Подобное проявление агрессии, в частности, в дошкольных учреждениях, все больше волнует родителей детей, а так же воспитателей и психологов. Если не способствовать корреции на определенном этапе у детей, агрессивность их будет только развиваться, формируя устойчивое качество личности. По итогу, потенциал ребенка будет снижаться, так же это скажется на его адаптации в обществе, что отобразится на развитии его личности в целом. В детстве, когда довольно часто втречаются агрессивные проявления, детям трудно социализироваться как личности, поскольку коммуникация с людьми у них нарушена. Но со временем, в связи пребывания вобществе, деструктивные формы взаимодействия формируются в более социализированные формы поведения.На данный момент времени, среди множества отклонений и нарушений в поведении у детей в возрасте от 5 до 7 лет, агрессивные проявления сводятся к нарушениям психологического комфорта в группе детского сада, которые препятствуют работе воспитателей и педагогов, родителей и администрации дошкольного учреждения. Именно поэтому, уже в дошкольном возрате начинают изучать проблематику возникновения агрессивности, её причин и динамики.
Проблемой детской агрессивности занимались Аллан Формм, Томас Гордон, Кристиан Бютнер, Генри Паренс. В работах этих авторов иллюстрируются не только причины и механизмы развития детской агрессивности, но и пути её преодоления, так же прилогаются пратические советы родителям.
В российской науке, первое упоминание о детской агрессиивности, её причинах и механизмах можно найти в трудах Левитова Н.Д., Румянцевой Т.Г., Колесовой С.Л. и др. При всей многочисленности трактовок этого явления, агрессивность в целом, понимается как йеленаправленное нанесение психического или физического ущерба другому лицу.
Однако, несмотря на немалое количество иссследований, и монографий, посвященных этой тематике, изучение агрессии и поиск путей предупреждения этого феномена актуально до сих пор. Важность темы определяется обширной распространенностью форм агрессивного поведения среди дошкольников. В последствие этого, в эту пору, психологами и терапевтами используются различные методы коррекции агрессивного поведения дошкольников, один из которых называется игротерапия. И первая
игра в практике детской психотерапии была использована З.Фрейдом как вспомогательный метод. Задачей З.Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже А.Фрейд использовала игру как осоновной метод психотерапии в детском возрасте. Применение игры как психотерапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, А.И.Захаров, а затем Е.Кравцова, А.Степанова разработали методику игровой психотерапии, которая является частью единого комплекса различных воздействий на ребенка. Отечественная и зарубежная психология накопила достаточный опыт применения различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических заболеваниях детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, Д.Эльконин и другие). Игра- особо доступный для детей вид жизнедеятельности. Через нее дети обогащаются новыми впечатлениями, знаниями из окружающего мира. Именно в игре, ребенок для себя чему-то учится, а так же развивается и демонстрирует свои способности и особенности мышления, воображения, эмоциональности, так же проявляет свою активность и желание общаться.
Игра много чему учит, например, она содействует общению детей в ином формате, установлению взаимосвязи между ними, в игре ребенок учится примерять на себя новые роли, а так же вступать в обусловленные отношения со сверстниками.
Вопросам игры посвящали свои труды многие известные эксперты в области психологии и педагогики, так Л.С.Выготский отмечал исключительную специфику детской игры. И заключается она в том, что свобода и самостоятельность играющих сплетается со строгим, беспрекословным подчинением правилам игры. Отсюда следует, что психолого-педагогическая обусловленность выбора игротерапии как метода психокоррекции агрессии определяется работами отечественных исследователей, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, которые отмечают, что перед коррекцией и психотерапией следует отметить ведущую деятельность для возраста, который исследуется, прежде чем приступать к работе. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста широкое распространение получили различные варианты игротерапии- метода коррекции, в основе которого лежит игра. Для профилактики агрессивного поведения важно научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума,умение искать альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Литература:
1. «Детская агрессия», А.А.Корниенко/ Рама Паблишинг/ 2017г
2. Руководство для родителей «Детская агрессия», Н.Ершова/ 2020г.
3. «Агрессия в обыденной жизни», С.Н.Николопов / Москва/ 2014
4. «Развитие игровой деятельности дошкольников» учебное пособие/ Калинченко А.В., Микляева Ю. В. / Айрис-Пресс /2004 г