Психолого-педагогическое сопровождение детей
с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
Колкова Лариса Владимировна,
педагог-психолог ГБУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ.педагог-психолог ГБУ ДО «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
В образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение осуществляется как комплексная помощь, особая культура поддержки ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Выделяется два основных направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
1) актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;
2) перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении, дальнейшем развитии и воспитании.
Рассмотрим актуальное направление психолого-педагогического сопровождения, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей.
По мере развития инклюзивного образования в школы-интернаты поступают дети с выраженными, множественными нарушениями психофизического развития и количество таких детей увеличивается. Поэтому возникает необходимость разрабатывать новые формы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, индивидуализировать образовательный процесс и адаптационные мероприятия.
Для детей, имеющих выраженные нарушения психофизического развития, нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы, трудности социальной адаптации, разрабатывается индивидуальный график посещения школы-интерната. Количество уроков и продолжительность индивидуального режима посещения определяется врачом психиатром, такой график соблюдается в течение месяца и более в зависимости от динамики изменений. Индивидуальный график включает посещение одного, двух, трех уроков в день и индивидуальные занятия с узкими специалистами.
Индивидуальное расписание для обучающегося разрабатывается на внеочередном ПМПк, согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем образовательной организации. Расписание составляется таким образом, чтобы ученик смог посещать все предметы, включая музыку, физкультуру, ЛФК (если позволяет его психологическое состояние и психическое здоровье).
Включение ребенка в классно-урочную систему осуществляется при психологическом сопровождении как на уроках, так и на переменах. Педагог-психолог помогает ребенку, работая совместно с ним на уроке. Если ребенок не выдерживает учебную нагрузку и не может продолжать работу в классе, то педагог-психолог проводит индивидуальное занятие с ребенком в своем кабинете.
Педагог-психолог, учитель-логопед совместно с учителем, решают такие задачи, как: - формирование положительного эмоционального отношения у ребенка к учебной деятельности на уроках, и к совместной с одноклассниками игровой деятельности на переменах;
- формирование адекватного выражения своих эмоциональных реакций;
- формирование правильного учебного поведения и взаимоотношений с учителем и другими учениками;
- формирование первичных учебных навыков (слушать, понимать, выполнять инструкции педагога и т.д.).
В адаптационный период в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении нуждается более 50% детей, поэтому в учебном процессе принимает участие воспитатель. Его помощь необходима при осуществлении режимных моментов (переодевание, посещение столовой, прием пищи и др.). На данном этапе, у учителя и воспитателя формируется общее мнение о индивидуальных особенностях каждого ученика, вырабатываются единые требования к обучающимся по организации режимных моментов, используются одинаковые успешные педагогические методы и приемы. У обучающихся быстрее и успешнее формируются правильное учебное поведение, групповые игровые и коммуникативные навыки.
Всё это не было бы возможным без понимающей, правильной позиции родителей в отношении возможностей и особенностей своего ребенка и доверительном отношении к рекомендациям педагогов и специалистов школы, врачей. Часто во время адаптационного периода или весеннее - осеннего периода необходима дополнительная консультация врача-психиатра и своевременное лечение, что приводит к положительной динамике в психоэмоциональном состоянии и поведении ребенка в школе, его отношении к учебной деятельности.
Рассмотрим перспективное направление психолого-педагогического сопровождение обучающегося, ориентированное на профилактику отклонений в обучении, дальнейшем развитии и воспитании. Оно предполагает:
- ознакомление с документами ученика (заключением ПМПК, медицинской картой ребенка, социальным статусом семьи). На данном этапе происходит предварительный анализ общих сведений о ребенке и семье, который позволяет оценить социальную ситуацию развития ребенка, соматическое состояние, наличие факторов риска (например, ребенок имеет сопутствующие психические, неврологические, соматические заболевания, ребенок из малообеспеченной неполной семьи и т.д.). Эта работа позволяет каждому специалисту подготовиться к консультационной работе с родителями и первично спланировать свою деятельности с обучающимися, оценить состав учеников класса (например, три ребенка с F 20.8, два ребенка с F 84., два с синдромом Дауна).
Следующий шаг – это активная просветительская работа с родителями. В первые дни учебного года на родительском собрании для родителей первоклассников раскрываются вопросы:
- особенности адаптации ребенка с ОВЗ к систематическому обучению в школе, трудности адаптационного периода, различные варианты мягкой адаптации (гибкий график обучения, сопровождение узкими специалистами и т.д.);
- важности и необходимости систематического медицинского сопровождения и консультация врача – психиатра, своевременное лечение два раза в год (весной и осенью) и по мере возникающей необходимости; в связи с этим раскрываются вопросы о психологических особенностях детей с умственной отсталостью;
- особый акцент делается на мотивацию родителей к совместному долговременному сотрудничеству, формируется атмосфера общей включенности и заинтересованности в совместных действиях в интересах ребенка, родители также становятся субъектами психолого-педагогического сопровождения специалистами ОО.
Дальнейшая консультационная деятельность с родителями проводиться в индивидуальном режиме еженедельно в течение адаптационного периода, по результатам психолого-педагогической диагностики, перед проведением ПМПк, после проведения ПМПк для ознакомления родителей с индивидуальной Программой психолого-медико-педагогического сопровождения их ребенка, и по мере необходимости. Здесь решаются задачи профилактики повторной психологической травматизации родителей (повторного переживания «родительского стресса») в связи с трудностями социальной адаптации, освоения адаптированной образовательной программы и т.д.
На основном этапе психолого-педагогического сопровождения обучающегося все узкие специалисты осуществляют диагностическую деятельность, планируют коррекционно-развивающие мероприятия, проектируют Индивидуальную программу психолого-медико-педагогического сопровождения ученика. На заседании ПМПк, в присутствии родителей, проводится комплексный анализ соматического, психологического, речевого развития ребенка, обсуждаются мероприятия психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка (в связи с тем, что в последнее время большое количество детей, поступающих в наше ОО имеют множественные нарушения развития, появилась необходимость участия родителей в заседаниях ПМПк). Родитель имеет возможность принять участие, уточнить и узнать о содержании мероприятий психолого-медико-педагогического сопровождения специалистами в течение учебного года. Индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося заверяется руководителем ОО, и родителями. Далее все участники психолого-медико-педагогического сопровождения реализуют запланированные мероприятия. Председатель ПМПк осуществляет мониторинг эффективности реализации индивидуальной программы ПМП-сопровождения.
Список литературы:
- Дулисова Т. В., Каменцева О. Н. Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы). / http: // festival. 1 september.ru. / 2005_2006. Раздел «Школьная психологическая служба».
- Дубровина и. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. // Учебное пособие для студентов. М., 1999.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Под общ. ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ,
- Овденко Н. Б. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья. / http: // festival. 1 september.ru. / 2005_2006.