Stone Game (игры с камнями) как средство
развития коммуникативно-личностной сферы
Пинигина Ольга Валерьевна
В рамках организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся ГБОУ СОШ 12 Василеостровского района г.Санкт-Петрбурга проводится профилактическая и развивающая работа. Из множества современных программ психологического сопровождения, применяемых для работы с детьми, наиболее эффективной остается арт-терапевтическая работа.
Stone Game (игры с камнями) – форма арт-терапии, позволяет эффективно решить следующие задачи:
- гармонизация самооценки и ценностной структуры личности,
- развитие коммуникативных способностей,
- улучшение эмоционального фона, настроения обучающихся.
В процессе выполнения упражнений, основанных на тактильном взаимодействии ладони ребенка с камнем развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Взаимодействуя с камнем, дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои переживания, могут более адекватно их выразить через понимание себя идет понимание телесной экспрессии других, что влияет и на общие коммуникативные навыки. Формы работы многообразны:
- «Релаксация»: Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает ощутить себя в ситуации «здесь и теперь», способствует эмоциональной регуляции.
- «Театр прикосновений»: групповая форма релаксации
- «Инсталляция-сказка»: пространство творчества и самовыражения
- «Выбери меня»: групповая игра в ассоциации
- Игра «Остров сокровищ», «Мой внутренний мир» Игра и занятие, направленное на оценку участником его значимых ценностей, принятие и осознание уникальности.
- Игра «Как это относится ко мне?»: позволяет оценить эмоциональный компонент во взаимоотношениях с значимыми близкими людьми и окружением.
Оценка эффективности приема работы с камушками, в контексте работы с ценностной структурой личности обучающихся, возможна посредством: опроса обучающихся, методики исследования ценностных ориентаций личности М.Рокича, методики изучения социализированности личности обучающихся (разработанная профессором М.И. Рожковым).
Осознанность и самокоррекция иерархии ценностей, помогают обучающимся обрести внутренний стержень, уверенность, гармоничность.
Полученная в результате исследования эффективности метода индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:
Осознанность и самокоррекция иерархии ценностей, помогают обучающимся обрести внутренний стержень, уверенность, гармоничность.
- предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);
- индифферентные, безразличные (7-12);
- отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого помогли нам провести анализ взаимосвязей ценностных ориентаций с другими психологическими феноменами.
По итогам проведенного исследования было выявлено, что социальная адаптированность и социальная автономность стали лучше развиты у обучающихся, которые были участниками арт- терапевтических групп.
Таким образом, использование приема Stone Game (игры с камнями) помогает достичь поставленные задачи психолого – педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе.
По итогам проведенного исследования было выявлено, что социальная адаптированность и социальная автономность стали лучше развиты у обучающихся, которые были участниками арт- терапевтических групп.
Таким образом, использование приема Stone Game (игры с камнями) помогает достичь поставленные задачи психолого – педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе.