Занятие по развитию восприятия у учащихся начальной школы
с умеренной умственной отсталостью
Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIIIвида) №502 Кировского района Санкт-Петербурга
Тема: «Познавая окружающий мир»
Задачи:
1. Знакомство с окружающим миром
2. Развитие зрительного восприятия
3. Развитие представления об окружающей действительности
4. Развитие мелкой моторики
6. Развитие интереса к животному миру
Оборудование:Картинка рыбы, нарисованный аквариум, картинки рыбок, насекомых, животный, растений; рыбка, разрезанная на части (мозаика), контур рыбки, по которому дети будут выкладывать мозаику; образец, клей, массажные (игольчатые) мячики, геометрические фигуры.
Ход занятия:
Организационный момент: дети заходят в класс и садятся на свои места.
Вводная часть
Педагог (далее П): Здравствуйте дети! Посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости?
П: Правильно. Рыбки.
П: Где живет рыбка?
Дети (далее Д): В воде
П: Что она делает?
Д: Плавает.
Если дети не отвечают, педагог рассказывает.
П: Давайте рассмотрим рыбку. У нее есть голова (показывает). Чем рыбка смотрит?
Д: Глазами
П: Правильно, вот они: маленькие, круглые. А покажите мне, где у вас глазки?
П: Что еще есть у рыбки на голове?(показывает)
Д: Рот. А где у вас рот?
П: У рыбки есть тело, вот оно, большое, овальное, вытянутое. А покажите мне фигуру такую же как тело у рыбки (овал).
П: Это хвост, посмотрите, он плоский, похож на два треугольника. Покажите мне треугольник.
П: Еще у рыбки есть плавники. Вот они (показывает на картинке). А зачем рыбке плавники?
П: Правильно, чтобы плавать.
П: У нее есть чешуя, она как монетки.
П: От чешуи зависит цвет рыбки. Если чешуя зеленая, то каким цветом рыбка?
Д: Зеленая.
П: Правильно. А если бы чешуя была синяя, то какого бы цвета была рыбка?
Д: Синяя.
П: Правильно.
П: А какие чешуйки по размеру?
Д: Маленькие.
П: Молодцы!
Основная часть
П: У меня есть аквариум, вот он (на доске висит ватман, с нарисованным на нем аквариумом), но он пустой. Давайте вместе с вами его заполним. Сначала разместим в нем растения (из картинок растений дети должны выбрать наиболее подходящие (водоросли), а педагог приклеивает выбранные растений на лист ватмана). Теперь пришло время разместить в аквариуме рыбок (из картинок рыб и прочих животных дети должны выбрать нужное, можно разрешить детям приклеивать рыбок самим).
П: Молодцы. Правда у нас получился очень красивый аквариум?
Разминка
П: А теперь немножко отдохнем. Возьмите массажные мячики и покатайте их в руках.
Учитель показывает, как правильно надо выполнять задание: можно покатать мяч в ладошках, затем сдавливать и отпускать мяч, то ладошками, то подушечками пальцев. Разминка занимает 1-2 минуты.
П: А теперь каждый из вас соберет свою рыбку. У меня есть 2 конверта с деталями и контур, на котором вам надо будет все детали расположить правильно, а затем приклеить.
Дети собирают рыбу из отдельных частей и затем приклеивают их.
Заключительная часть
П: Кто был сегодня у нас в гостях?
Д: Рыбки.
П: Что нового вы сегодня узнали? Понравилось вам занятие?
П: Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы!