Способы мотивации и стимулирования
образовательной деятельности учащихся
Горшкова Алина Алексеевна
Известно, что, несмотря на то что в классе преподает один и тот же учитель, навыки и знания учеников, приобретенные в ходе учебного процесса, разнятся. Речь идет о воспитанниках с нормальным психологическим состоянием. Учащиеся по-разному осваивают предмет, который преподает один и тот же учитель, и добиваются разных результатов. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что успеваемость школьников во многом зависит от учебной мотивации школьников и их заинтересованности. Таким образом, мотивация является одним из важнейших компонентов в процессе учебной деятельности. Мотивация к обучению определяется 5 уровнями:
Первый уровень – это наивысший уровень успеваемости учащихся в школе. У этих детей высокий уровень решимости удовлетворять потребности школы. Они следуют инструкциям учителя, действуют ответственно и добросовестно и очень напрягаются, если получают плохие результаты.
Второй уровень считается средним нормальным уровнем. Ученики успешно справляются с успеваемостью.
Третий уровень характеризует положительное отношение к школе, но такие учащиеся больше вовлечены во внеучебную работу. Такие дети, как правило, хорошо себя чувствуют в школе, налаживают позитивные отношения с одноклассниками и учителями. Однако, такие дети менее вовлечены в процесс обучения.
Четвертый уровень – это уровень начальной школы. Такие дети неохотно посещают школу, часто отсутствуют на занятиях. Регулярно во время уроков они занимаются другими видами деятельности и играми. Они испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, неприспособленность к школе. Такие дети не справляются с успеваемостью, не умеют общаться с одноклассниками, не могут наладить взаимодействие с учителями. Они очень неохотно приходят в школу. Иногда злятся, отказываются выполнять задания, соблюдать другие предписания. Регулярно такие воспитанники имеют психические, нервные расстройства.
Цель перечисления этих уровней состоит в том, чтобы подчеркнуть большую роль учителя в педагогической деятельности. Помимо многочисленных задач и функций учителя в образовательном процессе, он должен вызывать у учащихся интерес к обучению, поощрять их активность. Однако, несмотря на приложенные учителем усилия заинтересованность и, как следствие, успеваемость учеников может снижаться. Ниже перечислены возможные причины снижения школьной мотивации:
1) отношение ученика к учителю,
2) отношение учителя к ученику
3) «гормональные» изменения у подростков,
4) личная заинтересованность в предмете,
5) интеллектуальное развитие учащегося,
6) непонимание цели урока,
7) боязнь школы и т.д.
Чтобы повысить интерес учащихся к учебной деятельности, учитель должен сделать урок привлекательным. Известно, что ничто так не вызывает интереса, как удивление. Поэтому, чтобы вызвать у учащихся удивление в процессе обучения, можно использовать различные способы вызвать у них интерес, вовлечь в занятия.
Удивить учеников – значит с первых минут привлечь их к достижению цели.
При этом, методы, с помощью которых можно заинтересовать школьников, должны соответствовать следующим критериям:
- активное участие каждого ученика в классе,
- развитие логического и критического мышления,
- систематизация знаний и умений,
- свободный выбор видов деятельности (учащийся выбирает известные и понятные ему факты в данном упражнении),
- формулирование изучаемых проблем на основе фактов (исследовательский вопрос, поставленный учащимися),
- формирование и развитие внимания и др.
Повысить интерес учеников можно с помощью игр. Игры обычно проходят на соревнованиях, участники получают от этого удовольствие, повышается уверенность в себе. Место, роль и функции и элементы игровых технологий в процессе обучения зависят от того, насколько педагог правильно понимает функцию игры. Результаты дидактических игр в первую очередь зависят от правильной направленности игровой программы, соблюдения дидактических упражнений. Учащиеся очень легко включаются в игровую деятельность, причем чем красочнее игра, тем интереснее она будет. Игра может охватывать часть общего содержания учебного процесса. Компонентами игровой деятельности должны являться выделение характерных признаков, сравнение, самоконтроль, быстрота реакции, упражнения на развитие логического мышления. Обучающие игры служат усвоению нового материала путем решения сложных вопросов, развитию творческих способностей, формированию знаний и умений в процессе обучения. Развивающие игры включают в себя следующие этапы:
1. На подготовительном этапе готовятся цели обучения, планы, разработки, сценарии подготовленных участников.
2. При вступлении в игру объявляются ее условия, эксперты, участники, основная цель и задача. Материал, правила и пакет инструкций предоставляются.
3. Никто не должен менять ход игры и создавать различные препятствий. Только непосредственно преподаватель может руководить деятельностью участников.
4. При анализе и оценке игры выступают эксперты, обмениваются мнениями, а участники принимают собственные решения и достигают результатов.
5. Наконец, учитель подводит итоги, отмечает ошибки и завершает игру.
Использование элементов игровой техники позволяет учащимся продемонстрировать свои способности, сделать урок интересным и веселым, установить добрые рабочие отношения между учениками, преодолеть возникающие трудности и повысить интерес к учебе.
Ответственность учеников к урокам – мечта каждого учителя. Для повышения ответственности учащихся, испытывающих затруднения в обучении, может быть предусмотрена тактика М. Раттера. Эта тактика состоит из нескольких этапов, во время которых педагог устанавливает контакт с ребенком, который не интересуется уроками, вызывает интерес у ребенка, и в процессе этого ребенок должен видеть и отслеживать собственные успехи:
1) Учитель должен вызвать у ученика интерес к предмету, установить у него доверие к своим силам и успеху. М. Раттер советует учителю не только использовать личные качества, но и брать на себя все возможные педагогические уловки. Чтобы вселить в ребенка уверенность в своих силах, педагог должен подготовить систему самооценки.
2) Учитель должен определить, что ученик знает или не знает по предмету, чтобы установить индивидуальную программу обучения. Эта проверка и оценка обычно проводятся посредством испытаний.
3) Программа обучения учеников должна быть разделена на маленькие шаги. Поэтапное обучение служит для отслеживания его развития, что, в свою очередь, облегчает работу как учителя, так и ученика.
4) Программа должна продолжаться таким образом, чтобы добиться успеха как можно скорее. Известно, что слабым ученикам сложно на протяжении длительного времени справляться с неудачами. Поэтому уже на начальных этапах обучения необходимо ставить перед такими учениками доступные им задачи.
5) Учитель и ученик должны работать в тесном сотрудничестве, постоянно поддерживая обратную связь, определяя достигнутый прогресс и трудности, с которыми он столкнулся.
6) Должна быть построена система мотивации для реализации достигнутых успехов и задач. Основной упор следует делать на то, чтобы ученик чувствовал свой прогресс.
Необходимо отметить, что занятие становится увлекательным и забавным для детей в то время, когда они учатся самостоятельно: участвуют в проектах, мастерят конструкторы, проводят исследования, открывают для себя что-то новое и т. д., словом, пытаются воспринимать Мир. Познание и обучение на основе умственных, физических и моральных сил учащихся достигается в процессе самостоятельной деятельности на основе современных педагогических технологий. Учителю следует осознавать, что, несмотря на знания и методы, которыми он владеет для достижения высокого уровня успеваемости учащихся на уроке, перед ним возникает задача создавать и поддерживать позитивную мотивированную среду.
Итак, положительная мотивация является основой качественного урока, способствует саморазвитию каждого ученика на уроке, а также выступает движущей силой интереса к процессу познания.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – Книга 1 – Челябинск, ЧГПУ, 2012 г.
3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова.: Издательский центр «Академия», 2013.
4. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб, 2007.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005 г.