Проблемы преемственности между начальной
школой и средним звеном и пути их решения
Ельмеева Татьяна Юрьевна
К переходу из начальной школы в среднюю готовятся как дети, так и их родители. Этот процесс является ожидаемым, но как правило, сопровождается рядом трудностей. Проблемы перехода с одной ступени на другую ступень обучения часто обсуждаются, предлагаются пути преодоления трудностей, но на практике они остаются нерешенными во многих образовательных учреждениях.По мнению психологов при переходе в среднее звено у ребёнка начинается переходный возраст – они становятся младшими подростками: происходит физиологическое созревание, дети переоценивают моральные принципы, меняется ведущая деятельность, повышается уровень тревожности, который связан с новыми ожиданиями.
При переходе в пятый класс ребёнок проходит адаптационный период, который очень похож на тот, который учащиеся преодолевают в 1 классе. Добавляется и ещё один фактор – между начальной и средней школой часто отсутствуют единые требования по вопросам организации и осуществления учебной деятельности. Их можно рассмотреть с нескольких сторон.
Нет преемственности между программами обучения. Учителя среднего звена не желают продолжать работать по тем программам, по которым ученики обучались 4 года. Происходит несоответствие методик и принципов обучения.
Нет единства методов, приёмов и форм обучения, а так же технологий обучения, используемых на уроках.
Нет единства в критериях оценивания знаний и умений учащихся.
Данные факторы вызывают у ребенка большое количество трудностей, которые я предлагаю рассмотреть.
При переходе в пятый класс у учащихся возрастает количество учителей с 1-3 до 8-10. При этом каждый учитель выдвигает свои требования по вопросам оформления письменных работ, подготовки устных ответов, заучивания и уровня понимания изучаемого материала и т.п. Это добавляет сложность в адаптационный период, так как детям необходимо запомнить все предъявляемые к ним требования и выполнять их.
Учителя предметники не всегда имеют возможности (или желания) учитывать индивидуальные особенности учащихся. К моменту перехода в пятый класс у каждого ребёнка складывается свой индивидуальный стиль учебной работы: кто-то включается в работу быстрее, а кому-то необходимо время для размышления; всем детям нравятся разные предметы, поэтому у детей разная вовлеченность в изучаемый материал; некоторые ученики предпочитают письменные работы устным ответам, а некоторые – наоборот, любят ответы у доски; одним учащимся в изучении материала помогают схемы, другим – таблицы, третьим – рисунки, а многие предпочитают словесное объяснение. Так же следует обратить внимание на то, что в классе находятся дети с разным типом восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики), с разным уровнем развития памяти, волевых процессов и т.п.
При оценивании знаний учащихся учителя среднего звена зачастую учитывают только результат выполненной работы, не обращая внимание на процесс достижения данного результата и способ деятельности, на преодолеваемые ребёнком трудности, учитывая его индивидуальные способности.
Учителя-предметники не продолжают линейку УМК, используемую учителем в начальных классах. Нередки случаи, когда в пятом классе ученики практически не изучают новых тем, а повторяют то, что было изучено в четвертом классе. Это связано с распределением изучаемого материала по годам обучения и замена может привести к тому, что в пятом классе ребенку будет известна и понятна большая часть материала, что приводит к потери мотивации обучения, к расслаблению как учеников так и их родителей (они начинают думать, что дальше учиться легко, а родители перестают осуществлять контроль над процессом обучения). А когда начинается изучение нового материала, у учеников снижена работоспособность и возникают затруднения в освоении нового для них материала, да и со стороны родителей нет должного контроля.
Данные трудности приводят к непониманию между учителями и учащимися, а так же их родителями, так как они принимают участие в образовательном процессе. Возникают взаимные упреки между учителями начальной школы и среднего звена.
Возникает вопрос: как избежать возникающих трудностей при переходе учащихся из начальной школы в 5 класс? В некоторых школах создается школьный консилиум. В его состав входят педагоги выпускающие четвертый класс и те, кто будет работать в пятом классе, психологи, социальный педагог школы и администрация. Консилиум проводится несколько раз в год, где отрабатывается взаимодействие учителей, обсуждаются результаты комплексной интеллектуально-личностно-деятельностной диагностики учащихся на конец 4 класса, выясняются «неблагоприятные» семьи, где ребенку необходима дополнительная помощь в адаптации и т.п. Но даже такая форма сотрудничества как школьный консилиум не может решить все проблемы преемственности начальной и средней школы.
Несколько практических путей решения данной проблемы, которые будут способствовать учителям, учащимся и их родителям преодолевать трудности в связи с переходом в пятый класс.
Учителям-предметникам, по возможности, необходимо продолжать УМК, начатый учителем начальных классов.
Учителя-предметники должны использовать технологии, методы, приемы и формы обучения, используемые учителями начальных классов.
Учителя-предметники должны учитывать психологические особенности каждого ребенка как при изложении изучаемого материала, так и при его оценивании.
Учителям-предметникам необходимо посещать уроки в четвертых классах с целью знакомства с работоспособностью класса, с уровнем знаний и умений учащихся.
Будущий классный руководитель должен заранее познакомиться со своими учениками (можно проводить вместе классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания и т.п.)
Учителю начальных классов необходимо вести портфолио класса, а так же каждого ученика в отдельности, чтобы у будущего классного руководителя и учителей была возможность проследить динамику развития ребенка и детского коллектива.
Родителям необходимо вести контроль за обучением детей, а также сотрудничать с учителями, психологом и социальным педагогом школы.