Система психолого-педагогической работы с отцами
(из опыта работы педагога-психолога)
Терехова Полина Валерьевна
На современном этапе развития российской системы образования активно возникают и развиваются тенденции равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Ориентация образовательной политики на государственно-общественное управление образовательным учреждением, вовлечение родителей в такое управление, находит отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ред. от 29.12.2012 г.) Залогом успеха в реализации данных тенденций является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Современные исследователи признают, что семья традиционно играет ведущую роль в процессе формирования личности ребенка. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение дальнейшего образа жизни[1].Однако в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Это подтверждают как проводимые в данной области исследования (Т.А. Емельянова, Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, Л.И. Тащева), так и наблюдения педагогов образовательного учреждения, реализующих работу с родительской общественностью в целом и с конкретными семьями. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития своих детей, зачастую осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно, что не всегда приводит к позитивным результатам (Г.В. Сабитова). При этом школа останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому одним из базовых направлений работы образовательного учреждения является взаимодействие с родительской общественностью.
Вместе с тем, опыт работы с семьей педагогов нашей школы свидетельствует о том, что в данном образовательном учреждении особую актуальность имеет проблема участия отца в процессе воспитания и развития ребенка.
Воспитательная позиция мужчины-отца, существенно отличается от позиции матери и содержит в себе широкий спектр формирующих воздействий, направленных на ребенка (Р.В. Овчарова). В общении с отцом у ребенка формируются представления об образцах мужского ролевого поведения (А. Адлер, А. И. Захаров, И.С. Кон, Б.И. Кочубей), гендерное самосознание (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Клецина, И.С. Кон), представления о мире, о себе, о собственной социальной успешности (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов).
Воспитательное воздействие отцовства – это необходимая предпосылка формирования в сознании ребенка гармоничности мира[2]. Однако практика показывает, что некоторые отцы, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в осуществлении своих воспитательных функций. Педагоги нашей школы отмечают, что не все отцы откликаются на их стремление к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Многие отцы мало внимания уделяют своим детям, их успехам или проблемам, не организуют должным образом совместный отдых, трудовую деятельность, занятия спортом, не посещают школьные родительские собрания и другие мероприятия. Велико число семей, в которых отцы абсолютно дистанцировались от процессов педагогического воздействия на детей и передали свои воспитательные функции жене и другим членам семьи. В таких семьях нет прочных межличностных связей между отцом и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что нередко приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи[3].
Исходя из выше сказанного, возникает важнейшая задача психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса – способствовать построению эффективной, воспитательной практики отца, достижению значимого результата воспитательных воздействий отцовства, установлению взаимопонимания между отцом и ребенком. Работа с родителями, и, в частности, с отцами, является одним из важнейших аспектов психолого-педагогической работы школы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Целью психолого-педагогической работы с отцами является выявление, обоснование и реализация системы организационных и психолого-педагогических условий включения отцов в активную воспитательную работу с детьми.
Система психолого-педагогической работы с отцами основана на различных формах взаимодействия и сотрудничества, и предполагает решение следующих задач:
- Создание условий для формирования позитивного отношение отцов к детям;
- Формирование эффективных родительских установок, позволяющих отцам принять и понять своих детей;
- Развитие умения договариваться с детьми, видеть причину нарушений их поведения и эффективно реагировать на него;
Содержание психолого-педагогического взаимодействия с отцами определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию психолога, который призван оказывать помощь в проблеме взаимодействия отца с ребенком с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- Доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
- Обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- Открытость и конгруэнтность психолога;
- Мотивирование отцов к взаимодействию с психологом различными способами (приглашение отцов для участия в мероприятиях осуществляется только лично, к процессу мотивирования привлекаются дети, жены и другие члены семьи);
- Системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
- Приоритет активных методов взаимодействия: ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).
Направления и содержание психолого-педагогической работы с отцами
Отцы обучающихся нашей школы, обладают мощным потенциалом: интеллектом, социальной активностью, способностью к воспитанию детей, физической силой, трудовыми навыками, но эти ресурсы используются слабо. Поэтому психолого-педагогическая работа с отцами включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловливающие направления работы, призванные раскрыть возможности использования названного потенциала. Данные направления отражают основное содержание проводимой работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление возможных проблем и трудностей во взаимодействии отцов и детей, а также обеспечивающая мониторинг особенностей межличностного общения, позволяющая определить результативность и эффективность конкретных форм проводимой работы.
Среди методов диагностики в работе с отцами ключевую роль играют:
- Анкетирование и детей, отцов и других членов семьи;
- Тематические опросы детей и их отцов (Например: Какие слова я часто слышу от отца? Какие слова я хотел бы слышать от отца?)
- Проективные методы психологического исследования (Например, анализ кинестетического рисунка семьи, при котором учитывается наличие отца на рисунке, его место на листе, размеры, прорисовка деталей, присутствие в рисунке упоминания о совместной деятельности ребенка и отца; Метод незаконченных предложений);
- Психологическое тестирование (методика интерперсональной диагностики Т. Лири, используемая для выявления типов межличностных отношений между ребенком и отцом, опросник «Анализ семейных отношений» Э.Г. Эйдемиллера, тест-опросник Родительского отношения к детям Я.А. Варга и др.).
- Наблюдение (за поведением отца, ребенка, особенностями их взаимодействия, спецификой эмоциональных реакций).
2. Коррекционная и профилактическая работа. Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей, в частности, отцов одинаковыми формами работы малоэффективен. В связи с этим в психолого-педагогической работе с отцами реализуются разнообразные формы их включения в процесс взаимодействия с образовательным учреждением в вопросах воспитания и развития ребенка. Конкретные формы работы обусловлены особенностями проблемного поля диады «отец – дети», а также выявленными на этапе психолого-педагогической диагностики типичными запросами и потребностями отцов класса.
В рамках данного направления работы отцы конкретного класса, с учетом индивидуальных особенностей, включаются в систему информационно-просветительских, коррекционных и культурно-массовых мероприятий класса. К ним относятся:
- проблемные тематические собрания, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующие повышению психологической компетентности отцов (такие как «В семье растет сын», «Роль отца в воспитании ребенка», «О поощрениях и наказаниях» и др.);
- совместные выступления педагога-психолога и других специалистов («Курение родителей – курение детей» совместно с медицинским работником, «Мужская рука: профилактика отклонений в поведении подростков» совместно с социальным педагогом);
- классные мероприятия, подготовленные детьми для отцов и отцами для детей (классный час «Сыны достойные отцов», посвященный 23 февраля)4
- совместные психологические игры и тренинги (психологическая игра «Семейный корабль»);
- выставки детских рисунков, посвященные отцам;
- приглашение отцов на профориентационные мероприятия с рассказом о своей профессии.
Опрос отцов, принимающих участие в мероприятиях, организованных педагогами, показал, что одной из наиболее эффективных форм работы является семинар-практикум, проводимый в рамках родительского собрания для отцов (предпочтение которому отдал 71% опрошенных отцов). Респонденты отметили, что данная форма работы позволяет получить необходимую и актуальную информацию, побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других отцов, увидеть наглядные примеры типичных ошибок в воспитании детей. Кроме того, семинар-практикум позволяет не только создавать проблемные ситуации, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать – отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель – ребенок. В то же время он позволяет тем отцам, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя.
Также, при необходимости отцам оказывается адресная психолого-педагогическая помощь, которая осуществляется как индивидуально, в виде психологического консультирования, бесед, рекомендаций, так и посредством привлечения к такой помощи детей, жен и других членов семьи.
Коррекционная и профилактическая составляющие психологической работы с отцами неразрывно связывают и дополняют друг друга, поэтому проводимые мероприятия не разделяются по своей общей цели и являются комплексной мерой, направленной на активизацию воспитательного потенциала отцов.
Анализ опыта психолого-педагогической работы с отцами показал, что ключевая проблема активного участия отцов в жизни школы - недостаточность мотивационных условий. Об этом свидетельствуют результаты опроса классных руководителей (92% которых в качестве основной трудности организации взаимодействия с отцами обучающихся назвали отсутствие устойчивых педагогических механизмов, побуждающих отцов к взаимодействию с педагогами) и родителей-матерей, посещающих родительские собрания (67% отметили, что отцы не участвуют в жизни класса и не посещают родительские собрания транслируя эту обязанность другим членам семьи) проведенные в 2017-2018 учебном году.
Поэтому усилия педагога должны быть направлены, в первую очередь, на создание системы взаимодействия с отцами на принципах партнерства, как наиболее эффективной и полноценной. С учетом особенностей каждого класса и особенностей взаимоотношений в конкретных семьях необходимо выработать индивидуальные системы мотивации отцов на активное участие в образовательном и воспитательном процессе. Наиболее общими формами работы, обеспечивающими рост мотивации отцов являются:
- систематическая организация групповых мероприятий, психологических игр и тренингов с отцами, совместной общественно значимой деятельности и досуга отцов и обучающихся;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечения их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
- обеспечение прав отцов на участие в управлении школой, в организации учебно-воспитательного процесса.
Организация и реализация направлений психолого-педагогической работы способствует включению отцов в активный процесс воспитания детей. Результаты диагностических исследований (опросы, анализ детских рисунков, наблюдение, комментарии участников проводимых мероприятий) свидетельствуют о том, что возрастает удовлетворенность отцов и детей степенью своего взаимодействия, повышается мотивация отцов к участию в воспитательном процессе, растет их психологическая и педагогическая компетентность. В свою очередь эти процессы являются важными факторами, влияющими на учебную мотивацию, успеваемость, поведение детей.
Психолого-педагогическая работа с отцами не является автономной, она включена в общую систему воспитательной работы образовательного учреждения. Комплексная работа классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов учреждения по включению отцов в активную воспитательную работу с детьми позволила положительно повлиять на такие показатели работы, как учебная мотивация, качество обученности, успеваемость. В некоторых случаях уменьшились пропуски уроков. Возросла степень участия отцов в образовательном процессе и управлении школой.
Таким образом, не вызывает сомнений необходимость привлечения отцов к взаимодействию с образовательным учреждением по вопросам обучения и воспитания детей. При этом в современном образовании отсутствует стандартная система организационно-педагогических условий включения отцов в такое взаимодействие. Поэтому современная школа должна искать конкретные способы решения данной проблемы. Организация совместной работы классного руководителя и педагога-психолога с отцами является эффективной формой реализации стоящей перед образовательным учреждением задачи сотрудничества педагогов и отцов в интересах ребенка.
Библиографический список
- Кон, И.С. Этнография родительства. – М., 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 1999
- Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы / Педагогика, № 3, 2007, 15 c.
- Токарева Формирование эффективной воспитательной практики отца //
[1] Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер. 1999