Особенности развития волевой сферы учащихся
с интеллектуальными нарушениями.
Обзор теоретических источников
Сумарокова Мария Игоревна,
учитель ГБОУ школы № 565
Кировского района Санкт-Петербурга
Кировского района Санкт-Петербурга
Ученые изучали волевую сферу человека начиная с зарождения научной мысли, еще древние философы интересовались данным вопросом.
Активное развитие, как в зарубежной, так и в отечественной науке, изучение волевой сферы получило в конце XIX в., начале XX в.
Ученые выделили следующие компоненты воли: 1) мотивация; 2) самоинициация и самоторможение; 3) самоконтроль; 4) внимание и самостимуляция.
С точки зрения онтогенеза, все компоненты воли развиваются планомерно, на протяжении всего периода взросления человека. Существуют специфические этапы развития, ознаменованные новообразованием того или иного компонента волевой сферы. Например, в 7 лет у ребенка начинает формироваться произвольное внимание, что обуславливает перемену основного вида деятельности—с игрового на учебную.
В случае, если волевые компоненты развиваются не планомерно, такое развитие волевой сферы называется нарушенным, что часто случается при умственной отсталости.
В соответствии с международной классификацией болезней МКБ-10 умственная отсталость имеет кодовые обозначения F70-F79 и представляет собой состояние человека при задержанном или неполноценном интеллектуальном развитии (МКБ-10, 1992).
Умственная отсталость, бывает разного генеза, характеризуется недоразвитием всех познавательных функций личности и имеет, как правило, диффузный, органический характер поражения функциональных структур головного мозга и центральной нервной системы.
Важным фактором в определении степени дефекта, является время возникновения поражения. В случае, если поражение произошло после формирование некоторых психических функций, измененное развитие считается вариантом деменции. Как правило, такой дефект носит прогрессирующий характер: личностная сфера постепенно разрушается, интеллектуальные способности ослабевают, когнитивные функции деградируют.
Познавательная сфера детей с недоразвитием интеллекта характеризуется отставанием развития по многим структурам. Психологами наблюдаются нарушения речи, восприятия, памяти, ощущения и воображения. Ключевой, основополагающей нарушенной функцией является мышление. Уровень развития мышления у данной категории детей определяет их возможности развития остальных структур личности.
Развитие волевой сферы имеет очевидное своеобразие. По мнению ученых, у ребенка с умственной отсталостью своеобразные проявления волевого развития заметны, начиная с первого года жизни.
Так, среди особенностей волевой сферы детей и подростков с умственной отсталостью, можно наблюдать: недоразвитие мотивационной сферы и целеполагания; несформированность самоинициации; неспособность преодолевать препятствия, недоразвитие самоконтроля; нарушения тормозных процессов. Такие особенности, несомненно, влияют на возможности формирования гармоничной личности ребенка и успешную социализацию в будущем.
Однако, несмотря на все дефекты данной личностной сферы, при грамотно проработанных, со стороны взрослого окружения, условиях, для ребенка существует возможность коррекции волевой сферы, что, несомненно, положительно повлияет на его дальнейшую жизнь.
Таким образом, опираясь на труды ученых, можно сделать вывод о том, что в развитии волевой сферы детей и подростков с интеллектуальными нарушениями имеется своеобразие формирования волевых компонентов:
- неспособность ребенка самостоятельно выбрать цель и мотив, отсутствие борьбы мотивов;
- предпочтение ребенком примитивных мотивов, более сложным, социально-обусловленным;
- трудности в самоинициации и самоторможении;
- неумение преодолевать трудности, следовать назначенному плану;
- своеобразие в проявлениях волевых качеств личности.
Список литературы:
- Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
- Галкина, В.А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В.А. Галкина // Образование и наука. — 2015. — № 2(121). — С. 104-116.
- Иванников В.А., Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд.— СПБ.: Питер, 2006. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
- Ильин Е. П., Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).