Сплоченность учащихся кадетских классов МЧС России
Ильинская Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В статье представлено исследование групповой сплоченности на примере кадетских классов МЧС России. Особое внимание уделено изучению групповой сплоченности как единству членов группы в поведенческой, эмоциональной и ценностной сферах (детерминантам и средствам формирования групповой сплоченности).педагог дополнительного образования ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Ключевые слова: групповая сплоченность, значение сплоченности.
Проблема сплоченности малой группы стала предметом исследования К. Левина, Л. Фестингера, Т. Ньюкома, А. Бейвеласа, Я.Л. Морено, А.В. Петровского, Р.С. Немова, В.В. Шпалинского, А.И. Донцова и других. Однако несмотря на то, что вопрос групповой сплоченности изучается не одно десятилетие, остаются аспекты исследованные пока недостаточно.
Вопрос изучения сплоченности коллектива, по мнению Р. Уэйнберга [3] важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Сплоченность членов ученического коллектива согласно исследованиям Р. Гарднер [1], во многом означает благоприятные возможности построения эффективной совместной учебной (формальной) и неформальной деятельности. Кроме того, сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях [2]. Исследования групповой сплоченности в основном проводились в профессиональных коллективах. В качестве объекта в различных исследованиях отечественных авторов выступала сплоченность летных экипажей, производственных коллективов, коллективов вообще, как групп высокого уровня развития, воинских подразделений, комсомольских организаций. Тогда как вопрос формирования групповой сплоченности учащихся исследован в меньшей степени. В нашей работе анализируется сплоченность учащихся кадетского класса МЧС России – подростков, которые не просто учаться вместе, но и принимают участие в соревнованиях «Школа безопасности», «Зарница», выступлениях на мероприятиях пожарно-спасательного профиля Гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга.
Для сбора психологической информации были использованы следующие семь методик:
- для выявления межличностных эмоциональных взаимоотношений членов рабочей группы: Социометрия и «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» и «Методика МЭИ»;
- для того чтобы оценить оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности и согласованности функционально-ролевого поведения членов группы при решении задачи была проведена «Экспертная оценка сплоченности учебной группы»;
- чтобы определить характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений членов группы была использована методика «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)»,
- сплоченный коллектив характеризуется благоприятным психологическим климатом, для оценки данного параметра были использованы «Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе», а также «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)».
Исследование было проведено на базе ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга и ГБОУ школы № 454 Колпинского района Санкт-Петербурга, в нём приняли участие 76 человек: 29 учеников 8 кадетского класса, 29 учеников 9 кадетского класса, 20 учеников 9 «а» общеобразовательного класса, 9 учеников 9 «б» общеобразовательного класса и 4 учителя этой школы.
Анализ научной литературы показал, что сплочение ученических коллективов подростков обусловлено высокой привлекательностью группы для ее членов, развитой неформальной структурой. Проявляется оно во взаимопомощи учащихся. Сплоченная ученическая группа оказывает сильное влияние на становление личности подростка, однако, влияние мнения случайно собравшихся людей на личность будет проявляться в большей степени, чем влияние мнения организованного коллектива.
Результаты тестирования и их последующая их обработка позволяют сделать общее заключение о том, что уровень сплоченности учащихся кадетских классов выше, чем уровень сплоченности учащихся общеобразовательных классов. Различия могут быть обусловлены совместной деятельностью учащихся кадетского класса, направленной на освоение азов профессий пожарного и спасателя.
Кроме того, выявлены статистически значимые психологические различия уровня сплочённости между кадетскими и общеобразовательными классами. Различия зарегистрированы в эмоциональной сфере, удовлетворенности причастностью к группе, единстве ценностных ориентаций, согласованности и слаженности совместных действий. Так, анализ показателей ценностно-ориентированного единства группы показал, что для кадет важны следующие характеристики человека как члена коллектива: дружелюбие, общительность, отзывчивость, трудолюбие и честность. Тогда как учащиеся общеобразовательных классов выделили черты: дружелюбие, веселость, деловитость, организованность, активность. Различия могут быть связанны с нацеленностью кадет на коллективный результат, для которого требуются в частности общительность и отзывчивость, в отличие от более разрозненных общеобразовательных классов, где каждый сам за себя и поэтому ценятся личная деловитость и активность.
Сплоченность коллектива кадетских классов МЧС России благоприятно влияет на формирование личности учащегося, так как в условиях психологически комфортного коллектива, атмосфере дружбы и взаимопомощи, готовности в любую минуту друг друга поддержать, верности воинским традициям и ритуалам, приверженности одним и тем же нравственным ценностям личность учащегося развивается всесторонне и гармонично. Результаты проведенной работы подтверждают необходимость внедрения в инновации воспитательного процесса фактор сплоченности коллектива и систематическое обеспечение формирования сплоченности учащихся.
Литература.
- Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 39—61.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.18—32, 43—51.
- Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. – 315с.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика , 1984. – 201с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Шпалинский В. В. Экспериментально-психологическое исследование групповой сплоченности малых групп // Проблемы экспериментальной психологии и ее истории / Под ред. А. В. Петровского и др. М., 1973.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 539с.
- Festinger L., Rieken H.W. & Schachter S., When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956