Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рефлексия в практике работы учителя

Галкин Валерий Павлович
Став обязательным элементом урока по ФГОС, рефлексия обретает с течением времени всё более чёткие определения, классификацию,  педагогические формы, методы, место и способы применения. В практике работы учителей описано множество описаний термина, теоретических обоснований необходимости применения этого элемента, но редко встретишь источники, из которых можно было бы почерпнуть техники его эффективного включения в образовательный процесс.        В этой статье описаны практики конструирования урока с применением рефлексии в разных стадиях урока, с разными функциями, в различных формах, сообразно целям, задачам, типу и теме урока.
Итак, о видах рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проводимая в начале урока, она служит для определения  уровня настроенности класса и отдельных детей на восприятие материала урока и, опосредованно, уровня готовности к уроку. Проводимая в завершение урока, служит, хотя и косвенно, для определения уровня усвоения материала, изученного на уроке.
О формах такого вида рефлексии написано немало, фантазия наших педагогов весьма богата: смайлики, цвета настроения, рисунки… . Однако же, частая смена этих форм может создать неразбериху в их использовании детьми, поэтому, следует выбрать и использовать в течение сколь-нибудь длительного времени единую шкалу, договорившись с ребятами и коллегами.
Рефлексия деятельности и рефлексия содержания учебного материала.
Позволяют раскрыть степень активности детей, уровень осмысленности содержания пройденного при выборе способов и приёмов решения предлагаемых задач, эффективность работы по достижению поставленных целей.  При проведении рефлексии этих видов применяю широко известные и весьма эффективные приёмы «лестница успеха», «незаконченное предложение», «приращение» .
 
Как и в любом другом деле, здесь не так важно что делать для реализации потенциала этого элемента, а как. В моей практике больший эффект достигается при использовании рефлексии в связке с каким-то видом контроля, взаимоконтроля, самоконтроля: тест, самостоятельная работа… . Включаемая в начало урока эта пара должна занимать, как правило, не более пяти минут на стадии обучения и не более 10-15 минут на стадии контроля изученного материала с последующими анализом и сопоставлением и коррекцией первоначальных результатов рефлексии.
И опять считаю нужным добавить, что рефлексия, как равно и любой другой элемент в работе учителя, результативен  будучи встроенным в эффективно работающую систему организации деятельности учителя.
Учитель, именно он всегда был и остаётся в современной педагогике основным звеном, он и задаёт установку на самооценку обучающихся на уроке:  на начало, середину или конец урока; индивидуальную или групповую; настроения, деятельности или содержания. При правильной системной организации, регулярном применении, анализе результатов и коррекции процесса рефлексия становится органичной составляющей урока, дети охотно и увлечённо, а со временем всё более объективно, следуя принятым алгоритмам и критериям, оценивают собственные достижения.
 В этой системе учитель – не судья, но организатор и участник процесса.  Рефлексия…, так и будем это называть при детях? Как-то непонятно и уже это одно педагогически нехорошо. Давайте переназовём? Скажем, ЗЕРКАЛО. А что? reflectoобращаю назад, отражаю (лат.), а звучит без этой нами взрослыми любимой наукообразности, часто с настоящей наукой ничего общего и не имеющей. Итак, ЗЕРКАЛО. Далее, что мы будем с этим делать?
 Первое – диагноз. Зеркало, вместе с другими средствами диагностики, позволит понять и ребёнку и учителю проблемы в деталях обучения, а также в общем оценить уровень обученности.
Второе – проектирование. То есть, организация действий на основе диагноза.
Третье – мотивация. Создание благоприятных условий для коррекции знаний.
В современной педагогике триединство этих функций предполагает достижение эффекта включения обучающихся в образование на правах субъекта, организация того самого системно-деятельностного подхода.
Но это уже другая тема.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»