Рефлексия в практике работы учителя
Галкин Валерий Павлович
Став обязательным элементом урока по ФГОС, рефлексия обретает с течением времени всё более чёткие определения, классификацию, педагогические формы, методы, место и способы применения. В практике работы учителей описано множество описаний термина, теоретических обоснований необходимости применения этого элемента, но редко встретишь источники, из которых можно было бы почерпнуть техники его эффективного включения в образовательный процесс. В этой статье описаны практики конструирования урока с применением рефлексии в разных стадиях урока, с разными функциями, в различных формах, сообразно целям, задачам, типу и теме урока.Итак, о видах рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проводимая в начале урока, она служит для определения уровня настроенности класса и отдельных детей на восприятие материала урока и, опосредованно, уровня готовности к уроку. Проводимая в завершение урока, служит, хотя и косвенно, для определения уровня усвоения материала, изученного на уроке.
О формах такого вида рефлексии написано немало, фантазия наших педагогов весьма богата: смайлики, цвета настроения, рисунки… . Однако же, частая смена этих форм может создать неразбериху в их использовании детьми, поэтому, следует выбрать и использовать в течение сколь-нибудь длительного времени единую шкалу, договорившись с ребятами и коллегами.
Рефлексия деятельности и рефлексия содержания учебного материала.
Позволяют раскрыть степень активности детей, уровень осмысленности содержания пройденного при выборе способов и приёмов решения предлагаемых задач, эффективность работы по достижению поставленных целей. При проведении рефлексии этих видов применяю широко известные и весьма эффективные приёмы «лестница успеха», «незаконченное предложение», «приращение» .
Как и в любом другом деле, здесь не так важно что делать для реализации потенциала этого элемента, а как. В моей практике больший эффект достигается при использовании рефлексии в связке с каким-то видом контроля, взаимоконтроля, самоконтроля: тест, самостоятельная работа… . Включаемая в начало урока эта пара должна занимать, как правило, не более пяти минут на стадии обучения и не более 10-15 минут на стадии контроля изученного материала с последующими анализом и сопоставлением и коррекцией первоначальных результатов рефлексии.
И опять считаю нужным добавить, что рефлексия, как равно и любой другой элемент в работе учителя, результативен будучи встроенным в эффективно работающую систему организации деятельности учителя.
Учитель, именно он всегда был и остаётся в современной педагогике основным звеном, он и задаёт установку на самооценку обучающихся на уроке: на начало, середину или конец урока; индивидуальную или групповую; настроения, деятельности или содержания. При правильной системной организации, регулярном применении, анализе результатов и коррекции процесса рефлексия становится органичной составляющей урока, дети охотно и увлечённо, а со временем всё более объективно, следуя принятым алгоритмам и критериям, оценивают собственные достижения.
В этой системе учитель – не судья, но организатор и участник процесса. Рефлексия…, так и будем это называть при детях? Как-то непонятно и уже это одно педагогически нехорошо. Давайте переназовём? Скажем, ЗЕРКАЛО. А что? reflecto — обращаю назад, отражаю (лат.), а звучит без этой нами взрослыми любимой наукообразности, часто с настоящей наукой ничего общего и не имеющей. Итак, ЗЕРКАЛО. Далее, что мы будем с этим делать?
Первое – диагноз. Зеркало, вместе с другими средствами диагностики, позволит понять и ребёнку и учителю проблемы в деталях обучения, а также в общем оценить уровень обученности.
Второе – проектирование. То есть, организация действий на основе диагноза.
Третье – мотивация. Создание благоприятных условий для коррекции знаний.
В современной педагогике триединство этих функций предполагает достижение эффекта включения обучающихся в образование на правах субъекта, организация того самого системно-деятельностного подхода.
Но это уже другая тема.