Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Никишина Ксения Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕ
Психология обучения – наиболее изученная область педагогической психологии. Традиционно считается, что главной целью обучения является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, в педагогической психологии в первую очередь изучаются особенности усвоения знаний детьми – общие закономерности и индивидуально-типические различия. Усвоение знаний связано, с одной стороны, с содержанием и методами обучения, с другой – с умственным развитием школьника.Обучение – это процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.
Современное образование переживает период реформирования, что отражается на школьном обучении.
Качество обучения – степень достижения обязательного уровня знаний, который наиболее полно описан в Государственных Образовательных Стандартах.
Целью нашей работы является определение уровня успеваемости детей младшего школьного возраста по некоторым параметрам умственного развития на момент окончания первого класса.
В соответствие с целью были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу диагностики младших школьников;
- подобрать методики исследования компонентов умственного развития детей младшего школьного возраста;
- провести исследование по выбранным методикам;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса обучения детей младшего школьного возраста.
Объект нашего исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет: успеваемость детей младшего школьного возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:
1. Стремление к общественно значимой деятельности.
2. Способность управлять своим поведением.
3. Умение делать простые обобщения.
4. Практическое овладение речью.
5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
В.В. Давыдов утверждал, что младший школьный возраст – это особый период жизни ребенка, когда он впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
В 6-7-летнем возрасте детей ждут первая крупная перемена. Переход в школьный возраст характеризуется значительными изменениями в их деятельности, общении, отношениях с окружающими людьми. Происходит изменение привычного уклада жизни, появляются новые обязанности, иными становятся и отношения детей с окружающими.
Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
В физиологии младших школьников также происходят значительные изменения: замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению (хотя этот процесс на данном возрастном этапе еще не завершается); Интенсивно развивается мышечная система. В связи с развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Совершенствуется и нервная система. Интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, повышаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.
Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.
И в физическом и в нервно-психическом развитии наблюдаются дисгармоничные процессы, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Это проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движении.
Младший школьный возраст характеризуется продолжением интенсивного процесса развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этом возрасте наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, обеспечивающий прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.
В этот период двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.
Дети в этом возрасте:
1. Прямо и твердо ходят, бегают, прыгают.
2. Достаточно ловко и точно ловят и кидают мяч.
3. На протяжении некоторого времени способны носить тяжелые и большие предметы.
4. Достаточно уверенно и ловко застегивают пуговицы, завязывают шнурки.
5. Умеют проводить прямые, не дрожащие линии.
6. Относительно уверенно пользоваться ножницами.
7. Складывают пазлы без помощи взрослого.
8. Умеют обводить рисунки по пунктиру, дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Значительную роль в этом отношении играет процесс расширения сфер общения.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Ребенок может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Незначительная дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью, опираясь на которую, педагогу предоставляется возможность постепенно приучать школьников к целенаправленному процессу слушать и смотреть, развивать наблюдательность детей. К концу начальной школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становясь более анализирующим, дифференцирующим, он принимает более организованный характер.
Внимание младших школьников отличается недостаточно устойчивым и ограниченным по объему критериями. Младшие школьники имеют способность концентрировать внимание на неинтересных действиях, но лишь ненадолго, так как у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Исходя из этого, учебный процесс в первых классах школы подчинен воспитанию культуры внимания. Процесс обучения будет невозможен без достаточной сформированности этой психической функции. Школьная жизнь требует от маленького человека постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально -образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Поэтому основной задачей начальной школы становится развитие интеллекта учащихся до уровня понимания причинно-следственных связей. Как подчеркивал Л.С. Выготский, ребенок вступает в школьную жизнь с относительно слабой функцией интеллекта. Именно в школьные годы интеллект детей развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велико значение педагога. По результатам многочисленных исследований выявлено, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной, деятельности есть возможность получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которым легко поддается решение учебных задач в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярко выраженным образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
Развитие мышление происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активный словарь включает в себя до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.
Значительную роль в познавательной деятельности человека играет память. Мозг младшего школьника отличается высокой пластичностью, что позволяет ему довольно легко справляться с задачами дословного запоминания. Детям в этом возрасте довольно легко дается запоминание стихотворений наизусть, но его память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Легко и безошибочно запоминается интересный, конкретный и яркий материал. В отличие от дошкольников, младшие школьники способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, недостаточно для них интересный. Из года в год школьное обучение строится на совершенствовании произвольной памяти.
Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предмет, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У детей младшего школьного возраста начинают складываться элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Этот возрастной период предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, которым пользуется педагог. Неопровержимым является факт значительной роли начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромно.
Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Волевые процессы до конца еще не сформированы, мотивы не осознаются. Младшим школьникам свойственно совершать множество необдуманных, иногда опасных, действий по причине того, что их способность глубоко переживать и развитая повышенная чувствительность доминируют над разумом. Проблемой становится и способность реально оценивать свои возможности. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают крайне редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует постоянного внимания.
Таким образом, развитие младшего школьника – довольно сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.