Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психолого- педагогические аспекты взаимодействия учителя и родителей

Михайлова Марина Игоревна,
учитель английского языка ЧОУ
«Санкт-Петербургская гимназия «Альма-Матер»
В статье разбирается необходимость взаимодействия учителя и родителей примеры и обоснования, также предлагаются эффективные способы и приемы выстраивания контакта с родителями.
Хочется начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей». И именно мы – учителя передаем эту педагогику родителям. Родители- главные помощники классного руководителя, не всегда знают, как решить ту или иную педагогическую или психологическую задачу. Родители- не профессионалы, но они очень хорошо знают особенности своего ребенка и лишь совместные действия педагога и родителя, могут дать значимый результат в воспитании и образовании учащегося. Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья. Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали. Учиться приходит маленький человек, но уже со сформированным представлением о добре и зле, хорошем и плохом. Поэтому учителю важно знать в каких условиях и в какой среде происходило формирование личности ребенка. Учителю и родителям важно стать союзниками в создании комфортной среды воспитания и образования ученика, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, понятными друг другу и послужили бы основой взаимоотношений. В оптимальном варианте должны сливаться две среды- школьная и домашняя. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как наставник родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса). Не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. Поэтому учителю необходимо знать конкретную  ситуацию в каждой семье, а родителям требования учителя. Принцип единства требований семьи и школы основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за учеников.
К сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель располагает лишь моральным авторитетом, не имея никаких правовых возможностей, следует вовлекать в образовательный и воспитательный процесс, становясь партнерами в воспитании, есть некоторые эффективные правила взаимодействия, исходящие по инициативе учителя, так как учителю отводится регулирующее и направляющее место в выстраивании совместных действий с родителями в воспитании и образовании учащегося.
• Поддержка родителей советом, эмоциональным поощрением;
• Налаживание деловых связей с родителями;
• Привлечение родителей к воспитательной и образовательной работе с детьми;
• Обсуждайте на родительских собраниях общие планы и проблемы класса, а не отдельного ребенка ( об этом можно поговорить после собрания в личной беседе);
• Быть открытым для всех родителей, но оставаться на дистанции ;
• Не стараться угодить всем родителям , иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;

Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с родителями трудновоспитуемых обучающихся. Учителю нелегко вести беседу с родителями таких учеников. Особенно, если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка. Чаще они выдвигают аргументы: “ заняты, нет времени” ,”мы пробовали все меры и ничего не получается.” Часто родители обвиняют школу в неправильном воспитании, перекладывают ответственность в вопросах воспитания на школу, просят помощи и совета. В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Важно, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потакает родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным. Так как учитель, либо будет оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, обещает «Что-нибудь предпринять», чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика. Учителю не следует брать на себя ответственность за воспитание ученика или вести оборонительную позицию, наказывая и стращая ученика наказаниями, нужно найти возможность для совместных действий родителей и учителя.
Как достичь взаимопонимания между учителем и родителями? Можно следовать следующим рекомендациям в общении родителей и учителя.
1. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника – школьник или его родители. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамот.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству. Развивать в себе стремление к равной позиции с родителями. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
3. Нужно объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
4. Важно наладить психологический контакт с родителями, который возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике. Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.
Как выстроить отношения с родителями. - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
• улыбка,
• имя собеседника
• комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! - Имя человека – важно использовать имя-отчество при приветствии. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. - В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги. 5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями. Учитель, умеющий выстраивать грамотные отношения с родителями, привлекать их в общественную деятельность класса, совместно решать проблемы внутреннего взаимодействия между учениками, имеет более успешных в обучении и развитии детей, потому что только в единой системе ценностей может расти гармонично развитая личность, а именно наш воспитанник- ребенок.

Список литературы по теме:
1. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1 с. 85 - 86.
2. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с.
3. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. - М.: Педагогика, 1979. - 220 с. 5. Вульфов Б.
4., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. - М.: Проспект, 2000. - 426 с.
5. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М.: Просвещение, 1982. - 110 с

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»