Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие коммуникативных способностей у детей
старшего дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности

Максимова Лидия Евгеньевна
В статье рассматривается театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста как эффективный метод развития коммуникативных способностей. Приводятся примеры театрализованных игр с детьми, проанализированы подходы к организации деятельности. Особое внимание уделяется коллективным театрализованным играм, которые способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков. На основании теоретических исследований и практического педагогического опыта даны методические рекомендации.
 С момента рождения и на протяжении всей жизни человек находится во взаимодействии с окружающими миром. Для младенца первой группой его общения становится семья, в последующем ребенок подрастает и его потребность в коммуникации увеличивается, поскольку он идет в детский сад и круг его общения становится гораздо шире. Именно в дошкольном возрасте активно развиваются основные качества, в том числе и коммуникативные способности человека, происходит формирование личности. В процессе общения со сверстниками ребенок накапливает знания, овладевает умениями и навыками, у него формируются нравственные и эстетические чувства, характер. Но не все дети способны к активному взаимодействию друг с другом, у некоторых детей возникают проблемы в общении. Причин этих проблем огромное множество (влияние семьи, индивидуальные особенности развития ребенка, психологические аспекты и много другое). Педагог должен помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, поскольку развитие коммуникативных качеств, это важное условие нормального психологического развития ребенка.
Процесс развития коммуникативных способностей детей является поэтапным, ребенок овладевает ими проходя путь от простого к сложному, движение происходит от зоны актуального к зоне их возможного развития. Зона актуального - это начало пути, отправная точка, элементарные навыки, которые ребенок в состоянии понять и применить без вмешательства взрослого. Зона возможного развития – это «целевые ориентиры», те коммуникативные умения, которые ребенок способен продемонстрировать, при правильно организованном педагогическом процессе и комфортных условиях.
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности, наступает новый этап развития ребенка и становления личности. Дети уже многое умеют, знают и понимают, теперь ребенок пытается определить свое место в коллективе в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети самостоятельно организовывают межличностное общение и находят разумные решения коммуникативных задач. Но если у ребенка не сформированы коммуникативные навыки или они присутствуют в недостаточном объеме, то ребенок становится отвергнутым в коллективе сверстников, что наносит непоправимый вред его психологическому и морально-нравственному развитию.
Существуют различные методы развития коммуникативных способностей детей, но подробнее хочется остановиться на одном из самых эффективных – театрализация. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и собственный педагогический опыт, позволяет сделать выводы, что театрализованная деятельность активным образом способствует развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Дети регулярно участвующие в театрализованных играх и постановках прекрасно владеют вербальными и невербальными средствами коммуникации. В первую очередь у детей развивается речь, которая является основным аспектом вербальной коммуникации, помимо этого дети тренируют память и внимание. К невербальным методам стоит отнести пластику движений, активную жестикуляцию, яркую мимику. В совокупности все перечисленное поднимает коммуникативные способности ребенка на очень высокий уровень. Общение детей становиться более выразительным, ребенок значительно увереннее в себе, так как у него есть возможность доходчиво и быстро донести свои мысли до собеседника. 
Театрализованные игры можно разделить на две категории: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный театр, театр теней, театр на фланелеграфе, в них ребенок или взрослый не являются действующим лицом, а действует за своего персонажа и озвучивает его. Игры- драматизации подразумевают непосредственное участие ребенка в сценке. Как правило, педагог использует всегда разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей, распределение ролей при помощи карточек, на которых схематично изображен персонаж, проигрывание ролей в парах. В любом из этих вариантов каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Важно, что бы дети периодически примеряли на себя роли не свойственные их обычному поведению и эмоциональному состоянию, таким образом дети приобретают богатый жизненный опыт, на примере своих персонажей. Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка. В основе театрализации лежат детские литературные произведения различных жанров, которые всегда несут в себе нравственную составляющую.  Так же театрализация расширяет представление детей об окружающей действительности, дает прикоснуться к многом сферам жизни человека.
Есть несколько главных правил организации театрализованного процесса: внимательно выслушивать предложения и размышления детей; если дети не отвечают на вопрос, то не стоит навязывать им свою точку зрения или требовать объяснений, необходимо переходить непосредственно к действиям сценки; всегда приветствовать импровизацию детей; очень детально совместно с детьми рассматривать действия персонажей; позволять детям самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, сделать выводы и найти путь дальнейшего продвижения. Такие подходы прекрасно стимулируют детей правильно оценивать свои и чужие поступки, грамотно и своевременно принимать решения, если того требует ситуация делать это совместно, проявляя способность договариваться друг с другом и внимательно слушать собеседника.
В работу над ролью включается не только этап репетиции, необходимо очень убедительно дать художественное описания места, где происходит действие, потом проанализировать события, дети дают свою оценку этим действиям, вместе с детьми необходимо обсудить внешний вид героя, все грани его характера, поведения и только после того, когда ребенок включен в процесс и заинтересован им, необходимо приступать к репетиции. Театрализованная деятельность необходима для того, что бы у детей была естественная среда для развития фантазии, воображения, отработки речевых и поведенческих навыков и как следствие формирования высокого уровня коммуникативных способностей. Важно проводить регулярно репетиции и спектакли, во время театральных постановок должна быть активность всей группы, а не отдельно взятых детей, в процессе постановки необходимо организовать очень плотное взаимодействия детей между собой, побуждать их к активным обсуждениям, необходимо научить детей принимать совместно решения учитывая интересы каждого. Коллективные репетиции, стремление к достижению желаемого результата, все это сплачивает детей. Иногда педагог должен немного абстрагироваться от процесса репетиции или обсуждения и просто понаблюдать и дать возможность детям самостоятельно организовать его.
Все костюмы и маски должны быть красивыми и яркими, все используемые атрибуты максимально естественными, ширмы и платформы для кукольного театра удобными и надежными. Театрализация должна приносить детям радость и положительные эмоции, поэтому процесс должен быть максимально комфортным, приятным и ярким. Если постановка подразумевает музыкальное сопровождение или игру на инструментах, не стоит этим пренебрегать, иногда для большей окраски представления необходимо фоновое звуковое сопровождение (звуки леса, стук в дверь, шум моря и другое).  Для детского коллектива театрализованные игры становятся настоящим праздником, который дети ждут с нетерпением и с большим удовольствием принимают в нем участие. Педагог должен организовать процесс таким образом, что бы во время репетиций или обсуждений царила теплая доброжелательная обстановка. Юмор это очень сильный инструмент коммуникации, поэтому нужно в общении с детьми периодически его применять, тем самым разряжая обстановку и обучая этому искусству всех воспитанников.
Уровень развития коммуникативных способностей напрямую влияет на степень адаптации человека в социуме. Чем выше этот уровень, тем быстрее и гармоничнее будет проходить этот процесс. Основы коммуникации закладываются в дошкольном возрасте, но необходимость в высоком уровне сформированности этих способностей человек ощущает на протяжении всей жизни. Развитая коммуникабельность -  это мощный инструмент позволяющий решать многие жизненные задачи, на каждом этапе жизни человека они разные, но необходимость сформировать коммуникативные умения и постоянно их совершенствовать бесспорно. Современный педагог должен уделять особое внимание этому вопросу и всячески вести работу в направлении повышения уровня коммуникативных способностей своих воспитанников, применяя при этом различные эффективные методы, один из которых был детально рассмотрен в статье. Театрализация является одной из самых успешных и продуктивных видов деятельности детей, которая положительным образом влияет на формирование их коммуникативных способностей.
 
Список литературы:
  1. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: мотодическое пособие/ А.Г. Арушанова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  2. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие/ В.Г. Асеев – Иркутск, 1999. – 180 с.
  3. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду/ А.Е. Антипина – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»