Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Межличностные отношения как предмет
исследования в психологии и педагогике
Мамаева Светлана Олеговна
Младший школьный возраст является важным периодом в развитии социальной жизни ребёнка. Поступая в школу, ребёнок расширяет свой круг общения, у него складываются новые межличностные связи и отношения, наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест начинают занимать учитель и одноклассники.
Термин «отношения» обычно рассматривают с двух сторон: во-первых, как «связь, зависимость», а значит как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с ...) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценностная ориентация (т.е. отношение к ...). По мнению В.Н. Мясищева отношение — «целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». [Мясищев, 1995]
Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей.  В отличии от общения, мы не всегда можем увидеть отношение к другому, во внешнем его проявлении. Порой, отношение никак не определяется в коммуникативно-речевом проявлении. Его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания, переживаний, представлений, образов. В то время когда общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью внешних средств, отношение — это  внутреннее проявление, которое не всегда предполагает явных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, в современной науке отношения рассматриваются как основа общения и взаимодействия людей.
Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений.
Среди них можно выделить:
— концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский);
— концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина).
 
В теории А.В. Петровского главным предметом рассмотрения является группа, коллектив.  Коллектив, как система, формируется в процессе совместной деятельности. Осуществляя свою цель через конкретный предмет деятельности, коллектив изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Образ и течение этих изменений зависят от содержания деятельности и установок, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и способствует вхождению ребенка в общность. Межличностные отношения создаются и преобразуются в совместной деятельности и общении.
В концепции М. И. Лисиной общение выступает как «особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений».[Лисина,1997].
 Аналогично понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский). В то же время отношения это не только результат общения, но и его исходная предпосылка.
 
Для более глубокого изучения феномена межличностных отношений важно понимать его составные части.
 
Н.И. Конюхов предлагает такое определение : «Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.» [Конюхов,1997]
Я.Л. Коломинский  предложил понятие «личные взаимоотношения», которые понимаются как «личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние». [Коломинский, 2003]
Немаловажным феноменом в понимании природы межличностных отношений является эмпатия.
Эмпатия является механизмом формирования межличностных отношений, которая способствует их развитию. Она позволяет оказать помощь другому в трудных ситуациях.
Основу межличностных отношений всегда составляет своеобразная оценка одним человеком другого. В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями каждого класса. В педагогике выделяют два вида межличностных отношений школьников: функционально-ролевые и эмоционально - межличностные .
Функционально-ролевые отношения возникают в сферах познания, предметно-практической деятельности, организованной игры, спорта и имеет целью их обслуживание. Этот вид межличностных отношений проявляется в коммуникативно-речевой деятельности, в умении решать социальные задачи.
Эмоционально-межличностные отношения возникают в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте. Проявление в виде взаимопомощи и эмпатии.
Классификация межличностных отношений  по характеру взаимодействия: (Коломинский Я.Л.)
а) Деловые отношения. Деловые отношения связаны с учебной и трудовой совместной деятельностью и определяются ею.
б) Неофициальные (личные) межличностные отношения. Направляются системой эмоционально опосредованных связей: взаимных симпатий и антипатий.
Таким образом, в современной науке существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения:
      социометрический
Социометрический подход изучения межличностных отношений подразумевает диагностику эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы. Это своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений. Теорию социометрического исследования малых групп предложил Джекоб Морено, он же ввел в науку термин «социометрия». Внедрение этого метода в отечественную психологию и педагогику связано с именами Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьмина и других.
      социокогнитивный 
Межличностные отношения при данном подходе рассматриваются как познание и оценка другого. Изучается способность человека адекватно воспринимать и оценивать эмоциональное состояние и поведение других людей.  Одним из основоположников этого подхода является Ж. Пиаже. Он отмечал, что в отношениях между детьми-ровесниками, в интеллектуальном развитии ребенка, происходит преодоление эгоцентрических установок. Представителями отечественного изучения данного подхода являются Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова и другие.
      деятельностный 
В основе деятельностного подхода главным предметом рассмотрения является группа людей. Отношения между ними понимаются как результат совместной деятельности. Теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений предложил А.В. Петровский.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»