Развитие коммуникативных навыков у учащихся
начальной школы с интеллектуальными нарушениями
Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ учреждения школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
педагог-психолог ГБОУ учреждения школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема: «Ссора и примирение».
Цель: Формирование и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Цель: Формирование и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Развитие навыков совместной деятельности
- Формирование умения слушать и понимать других
- Формирование представлений о ссорах и примирениях
- Формирование самоконтроля, произвольного внимания
- Формирование умения рефлексировать
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Оборудование: картинки с изображением ссор и примирения, фигурки (игрушки) или изображения цветка и ручейка, карандаши, бумага, ножницы.
Вводная часть.
Приветствие. Дети садятся в круг. Педагог проводит ритуал приветствия «Кто сегодня пришел на занятие?». Предлагает учащимся назвать свое имя и выполнить какое-либо действие (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и т.п.). Далее просит всех взяться за руки и поприветствовать друг друга фразой: «Всем-всем добрый день!».
Разминка. Педагог: «Мы с вами поздоровались. А теперь пусть поздороваются наши пальчики». Дети совместно с педагогом выполняют упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно прикасаясь всеми пальцами руки к большому пальцу, в одну и в другую сторону.
Основная часть.
Педагог проводит беседу по теме занятия. Демонстрирует заранее подготовленные изображения со сценами ссор и примирения, совместно с учащимися обсуждает что изображено на картинках. Вопросы для обсуждения: «Что изображено на картинке?», «Как вы поняли, что это ссора/примирение?», «Какое выражение лиц у людей на картинке?», «В какой позе они стоят?», «Как вы думаете почему они поссорились?».
Педагог: «Мы посмотрели и обсудили как выглядят люди, когда ссорятся или мирятся. Сейчас я хочу посмотреть насколько внимательны вы были. Сыграем в игру «Поссорились-помирились». Вам надо показать поссорившихся и помирившихся ребят. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами». Сначала педагог совместно с детьми изображает ссору и примирение. Педагог: «Во время ссоры лицо нахмурено, брови сдвинуты друг к другу, взгляд серьезный, руки скрещены на груди, а некоторые даже отворачиваются друг от друга. Покажите, как вы будете выглядеть во время ссоры. А во время примирения выражение лица меняется. Лицо становится спокойным, улыбчивым, люди жмут другу руки или обнимаются». Далее упражнение выполняется детьми самостоятельно по команде взрослого.
Педагог: «Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь я расскажу вам сказку «Про цветок и ручеек». Педагог рассказывает и проигрывает сказку, используя изображения или игрушки/фигурки цветка и ручейка.
Сказка «Про цветок и ручеек».
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился цветок и закричал: «Ах ты ручеек, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Уходи, не хочу больше с тобой играть!»
- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек.
- Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но цветок ничего слышать не хотел и не простил ручейка.
Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. А на смену весны пришло знойное лето. Цветок изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый цветок. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком.
Педагог обсуждает с учащимися сказку:
«На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил?». «Какие слова можно сказать, чтоб помириться? Можно использовать такие фразы: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал». А как можно пожалеть, утешить? Как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?».
Педагог: «Давайте поможем цветку помириться с ручейком. Для этого выучим «мирилку»:
Я твой друг,
Ты мой друг
Руку мне давай
И меня не обижай.
Педагог: «А ну ка цветочек повторяй вместе с нами мирилку». Дети повторяют мирилку вместе с цветком, педагог проигрывает с помощью фигурок (картинок) примирение цветка и ручейка.
Педагог: «Вот и помогли мы помирится цветочку и ручейку. Скажите мне дружить же гораздо приятнее, чем ссорится?».
Дети: «Да».
Педагог: «Вы совершенно правы. Ведь дружба она как солнышко согревает нас. Давайте сделаем солнце дружбы. Чтобы наша дружба была еще крепче чем сейчас».
Учащиеся садятся за парты и обводят свои ладони на бумаге. Это и будут лучи для солнца дружбы. Затем педагог вырезает контуры ладоней и крепит на доску вокруг заготовленного круга.
Педагог: «Посмотрите ребята какое красивое, яркое и теплое солнце дружбы у нас получилось. Теперь оно всегда будет напоминать нам о том, что очень важно хорошо друг другу относится, не ссориться и беречь дружбу».
Релаксационная пауза. Педагог: «Мы хорошо занимались, теперь надо немного отдохнуть. Выполним упражнение «Пузырик». Учащиеся по инструкции педагога вдыхают воздух через нос, надувают щеки и медленно выдыхают через рот.
Заключительная часть. Рефлексия. Педагог стимулирует обучающихся на озвучивание деятельности, выполненной на занятии и личной оценки проделанной работы. Вопросы для обсуждения: «Про что мы говорили сегодня на занятии?», «Что такое ссора?», «Почему люди ссорятся?», «Что такое примирение?», «Как можно помириться?», «Важно ли мириться после ссоры?», «Какое упражнение, задание вам понравилось больше всего?».
Далее педагог сообщает детям об успешности проделанной работы на уроке и проводит ритуал прощания «Солнечные лучики». Дети протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. В таком положении они тихо стоят несколько секунд, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Разминка. Педагог: «Мы с вами поздоровались. А теперь пусть поздороваются наши пальчики». Дети совместно с педагогом выполняют упражнение «Пальчики здороваются». Поочередно прикасаясь всеми пальцами руки к большому пальцу, в одну и в другую сторону.
Основная часть.
Педагог проводит беседу по теме занятия. Демонстрирует заранее подготовленные изображения со сценами ссор и примирения, совместно с учащимися обсуждает что изображено на картинках. Вопросы для обсуждения: «Что изображено на картинке?», «Как вы поняли, что это ссора/примирение?», «Какое выражение лиц у людей на картинке?», «В какой позе они стоят?», «Как вы думаете почему они поссорились?».
Педагог: «Мы посмотрели и обсудили как выглядят люди, когда ссорятся или мирятся. Сейчас я хочу посмотреть насколько внимательны вы были. Сыграем в игру «Поссорились-помирились». Вам надо показать поссорившихся и помирившихся ребят. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами». Сначала педагог совместно с детьми изображает ссору и примирение. Педагог: «Во время ссоры лицо нахмурено, брови сдвинуты друг к другу, взгляд серьезный, руки скрещены на груди, а некоторые даже отворачиваются друг от друга. Покажите, как вы будете выглядеть во время ссоры. А во время примирения выражение лица меняется. Лицо становится спокойным, улыбчивым, люди жмут другу руки или обнимаются». Далее упражнение выполняется детьми самостоятельно по команде взрослого.
Педагог: «Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь я расскажу вам сказку «Про цветок и ручеек». Педагог рассказывает и проигрывает сказку, используя изображения или игрушки/фигурки цветка и ручейка.
Сказка «Про цветок и ручеек».
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился цветок и закричал: «Ах ты ручеек, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Уходи, не хочу больше с тобой играть!»
- Не сердись, это я нечаянно сделал, - извинялся ручеек.
- Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но цветок ничего слышать не хотел и не простил ручейка.
Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. А на смену весны пришло знойное лето. Цветок изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый цветок. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком.
Педагог обсуждает с учащимися сказку:
«На месте ручейка вы бы простили цветочек? Как вы думаете, изменился бы цветочек, если бы ручеек его простил?». «Какие слова можно сказать, чтоб помириться? Можно использовать такие фразы: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал», «Извини, мне жаль, что я так сделал». А как можно пожалеть, утешить? Как вас жалеет мама? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?».
Педагог: «Давайте поможем цветку помириться с ручейком. Для этого выучим «мирилку»:
Я твой друг,
Ты мой друг
Руку мне давай
И меня не обижай.
Педагог: «А ну ка цветочек повторяй вместе с нами мирилку». Дети повторяют мирилку вместе с цветком, педагог проигрывает с помощью фигурок (картинок) примирение цветка и ручейка.
Педагог: «Вот и помогли мы помирится цветочку и ручейку. Скажите мне дружить же гораздо приятнее, чем ссорится?».
Дети: «Да».
Педагог: «Вы совершенно правы. Ведь дружба она как солнышко согревает нас. Давайте сделаем солнце дружбы. Чтобы наша дружба была еще крепче чем сейчас».
Учащиеся садятся за парты и обводят свои ладони на бумаге. Это и будут лучи для солнца дружбы. Затем педагог вырезает контуры ладоней и крепит на доску вокруг заготовленного круга.
Педагог: «Посмотрите ребята какое красивое, яркое и теплое солнце дружбы у нас получилось. Теперь оно всегда будет напоминать нам о том, что очень важно хорошо друг другу относится, не ссориться и беречь дружбу».
Релаксационная пауза. Педагог: «Мы хорошо занимались, теперь надо немного отдохнуть. Выполним упражнение «Пузырик». Учащиеся по инструкции педагога вдыхают воздух через нос, надувают щеки и медленно выдыхают через рот.
Заключительная часть. Рефлексия. Педагог стимулирует обучающихся на озвучивание деятельности, выполненной на занятии и личной оценки проделанной работы. Вопросы для обсуждения: «Про что мы говорили сегодня на занятии?», «Что такое ссора?», «Почему люди ссорятся?», «Что такое примирение?», «Как можно помириться?», «Важно ли мириться после ссоры?», «Какое упражнение, задание вам понравилось больше всего?».
Далее педагог сообщает детям об успешности проделанной работы на уроке и проводит ритуал прощания «Солнечные лучики». Дети протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. В таком положении они тихо стоят несколько секунд, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.