Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Практический опыт использования системы подготовки воспитанников
школы-интерната к самостоятельной жизни в социуме

Скурихина Виктория Валерьевна,
социальный педагог
В школе-интернате № 24 Невского района Санкт-Петербурга уже  более 30 лет занимаются воспитанием и образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому за такой длительный срок здесь сформировался достаточно устойчивый трудовой коллектив, педагоги которого имеют богатый профессиональный опыт.
Подготовка воспитанников к социально успешной и одобряемой самостоятельной жизни в открытом социуме ведется педагогическим коллективом школы-интерната № 24 на протяжении всего времени пребывания ребенка в интернате. Диагностика и последующее всестороннее содействие в развитии его индивидуальных творческих способностей и склонностей, мотивирование на получение образования и осознанный выбор будущей профессии, развитие коммуникативных навыков и бытовых умений самообслуживания – вся эта работа воспитателей, психолога и социального педагога нацелена в конечном итоге на то, чтобы воспитанник после ухода из интерната обустроил свою новую жизнь в социуме с минимумом межличностных и внутриличностных конфликтов, а также социальных неудач.
В соответствии с Уставом, воспитанники могут находиться в школе-интернате в возрасте от 7 лет и до окончания обучения, но не позже достижения ими 23 летнего возраста. Длительное время это были только те  ребята, которые обучались в данной школе и получали среднее образование.  После окончания 8-го, 9-го или 11 классов при условии поступления в учреждение профессионального образования они передавались в образовательные учреждения Санкт-Петербурга, имеющие структурное подразделение «детский дом» на полное государственное обеспечение.  Другим вариантом отчисления из интерната было достижение возраста совершеннолетия, после которого воспитанник мог уйти по личному заявлению, не зависимо от уровня полученного им образования. Сложившаяся система и практика мало способствовали успешной социализации выпускников, т.к. фактически воспитанники долгое время существовали в замкнутой среде (вместе жили, учились, отдыхали, проводили досуг и пр.), которая не способствует формированию коммуникативной компетентности или социально-бытовых навыков самостоятельной жизни, не дает реального представления о социуме. Окончание школы, получение аттестата и перевод на обучение в ПУ лишь слегка изменяли сложившийся уклад, т.к. в училищах со структурными подразделениями «детский дом» обучаются, в основном, такие же выпускники сиротских учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2011 году администрацией школы-интерната № 24 было принято решение об изменении сложившейся практики. После реализации в 2010-2011 учебном году комплексного плана профоринтационных мероприятий (диагностика, посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в учреждениях профобразования, экскурсии на предприятия и т.п.), с сентября 2011 года выпускники интерната стали получать профессиональное образование не только и не столько в профессиональных училищах, имеющих сиротские центры, как это было раньше, но и в обычных учреждениях среднего специального и высшего образования. Это позволило, с одной стороны, снять проблему фактического нарушения образовательных прав воспитанников, т.к. раньше круг выбираемых ими профессий был значительно ссужен рамками сиротских профессиональных училищ. С другой стороны, дало им возможность погрузиться в студенческую среду, состоящую из выпускников обычных школ, завести друзей и знакомых среди сверстников из обычных полноценных семей, а, значит, приобрести социальный опыт, которого они были лишены из-за специфики жизни в условиях закрытого учреждения. К сожалению, не обошлось и без трудностей и неудач, которые проявились в том, что значительное число выпускников, начавших получать профессиональное образование, бросили учиться в первый же год.
Основными причинами того, что выпускники прекращают учиться в ПОУ, являются ошибка выбора профессии из-за неадекватных уровня притязаний и самооценки, а также отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов нового учебного заведения, к которому выпускники привыкли во время проживания в интернате. Резкое столкновение со «свободной самостоятельной жизнью», необходимость налаживания контактов с большим количеством новых людей (педагоги, одногруппники, соседи по дому и пр.), трудности в учебе настолько пугают выпускника уже на начальном этапе обучения, что он выбирает самый легкий (на его взгляд) способ решения проблемы – просто бросить учиться. Анализ жизненных ситуаций конкретных выпускников показал, что те из них, кто имел достаточно сильную мотивацию на получение образования, поступали учиться в профессиональные училища уже на следующий год. Нередко при этом они обращались в школу-интернат № 24 за помощью в выборе учебного заведения и сборе необходимого пакета документов.
Одним из решений проблемы недоучивания выпускников школы-интерната № 24 стала практика «Постепенного открывания шлюзов». Начиная с 2012 года, по возможности, администрация старается оставлять выпускников, поступивших учиться в ВУЗы и колледжи Петербурга, на проживание в интернате, т.к. в первый год обучения им очень тяжело одновременно успешно адаптироваться  к новому в учебном процессе и в повседневной жизни. В таких условиях процесс вступления в самостоятельную жизнь для ребят становится более осознанным, позволяет избежать многих, часто непоправимых ошибок. Кроме того, учащимся гарантирована помощь педагогов интерната в реализации всего спектра положенных им социальных льгот и пособий. Подобная практика показала свою эффективность, т.к. воспитанники-студенты, оставшиеся проживать в интернате, имели лучшие показатели в учебе, успешнее сдавали свои первые зимние и летние сессии. В то время как значительная часть их бывших одноклассников, ушедших в «самостоятельное плавание», бросили учиться и нередко обращаются в интернат за помощью в решении вновь возникших социальных и иных проблем, ставших зачастую следствием неверных выборов и необдуманных действий самих выпускников.
Кроме помощи в учебе для воспитанников-студентов педагогами интерната постоянно создаются условия для формирования у них умений самостоятельного решения социальных и бытовых проблем различного уровня сложности. Например, при наличии у студента собственного жилья годного для проживания, воспитатели и социальный педагог стимулируют воспитанника к временному самостоятельному проживанию (от нескольких дней до нескольких недель), ему предлагается снять со своего счета небольшую сумму денег «на жизнь», которая будет на этот период его главным финансовым источником. Во время эксперимента социальный педагог или воспитатель периодически связываются с воспитанником, при этом с ним обсуждаются результаты полученного опыта, анализируются успехи и ошибки. Кратковременный опыт погружения в открытый социум позволяет воспитаннику более «трезвым взглядом» увидеть собственные реальные возможности и, следовательно, скорректировать свои притязания, пересмотреть отношение к ценности денег. 
Также педагоги ведут работу по формированию у воспитанников-студентов навыков обращения в различные учреждения для реализации своих прав. Студент самостоятельно (или в сопровождении) обращается в МФЦ для оформления пособий и выплат, Призывной пункт Военного комиссариата для продления отсрочки от армии, отделение Пенсионного Фонда для продления выплаты пенсии и т.д.  Результат каждого такого обращения обязательно становится предметом обсуждения и тщательного анализа, воспитаннику предлагается оценить свое поведение и сделать выводы на будущее. Индивидуальная работа с воспитанником-студентом нацелена на то, чтобы из ведомого объекта (педагог выявляет проблему, строит алгоритм её решения и предлагает воспитаннику лишь поучаствовать в реализации) он постепенно превращался в активного субъекта (воспитанник сам проводит анализ своей жизненной ситуации и проходит к педагогу с готовыми запросами и какими-то планами их решения). Целью анализа каждого социального взаимодействия воспитанника с социумом является повышение уровня его социальной и бытовой компетентности и уверенности в себе, в своей способности самостоятельно прийти к социально одобряемому результату.
По окончании первого года обучения педагогическим коллективом школы-интерната проводится анализ уровня готовности воспитанника-студента к самостоятельной жизни вне стен интерната и, если он достаточно высок, то студенту предлагается отчислиться из школы-интерната, начать самостоятельную жизнь и перейти на постинтернатное сопровождение в Центр помощи семье и детям при сохранении сопровождения социальным педагогом интерната. Если же уровень готовности недостаточный или не решена проблема жилья воспитанника, то он остается и далее проживать в интернате.
Работа с воспитанниками интерната по социальной адаптации и подготовке к жизни в открытом социуме после отчисления ведется в течении всего времени пребывания их в учебном заведении. Можно сказать, что весь комплекс воспитательной работы нацелен на формирование личности, готовой к взрослой жизни, при этом особое внимание уделяется     учащимся 9, 11 классов и воспитанникам, достигшим 17-летнего возраста.  В связи с этим в интернате ежегодно разрабатывается план мероприятий по социальной адаптации и сопровождению воспитанников и выпускников школы-интерната № 24, который предполагает следующие 4 направления деятельности:
— методические и практические занятия с воспитанниками интерната, направленные на формирование у них навыков самостоятельной жизни, повышающих возможности успешной социальной адаптации (тематические классные часы, уроки труда, кружок «Домоводство», практические занятия с воспитателем, ролевые игры, экскурсии, лекции специалистов, беседы). Данное направление реализуется, в основном, воспитателями, педагогами дополнительного образования и преподавателями;
— информирование воспитанников школы-интерната о деятельности исполнительных  органов Санкт-Петербурга по оказанию социальной поддержки и социального обеспечения  лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно специалисты из различных отделов Администрации Невского района, Службы Занятости и проч. приходят в интернат с ознакомительными лекциями, в ходе которых рассказывают о всех формах дополнительной защиты детей-сирот, о процедуре оказания социальных услуг, о новшествах в законодательстве и практике его применения. Нередко именно в ходе таких встреч у ребят и специалистов завязываются личные контакты, которые впоследствии значительно облегчают выпускникам процедуру обращения в органы исполнительной власти за помощью;
— профориентационная работа, направленная на помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении, ведется с воспитанниками, достигшими 15-летнего возраста, и включает в себя изучение образовательных программ различных учебных заведений, посещение дней открытых дверей, посещение различных предприятий и организаций Санкт-Петербурга с экскурсиями, организацию мастер-классов по различным специальностям, психолого-педагогическую  диагностику, анкетирование, консультирование учащихся выпускных классов. Воспитанники принимают активное участие в программах по профориентации различных уровней, постоянно участвуют в творческих мероприятиях профориентационной направленности, занимая в них призовые места, получая кубки, грамоты и дипломы. Работа педагогического коллектива, направленная на раскрытие и развитие индивидуальных творческих способностей ребят, проводимая на протяжении всего периода нахождения воспитанников в школе-интернате, также значительно помогает им в профессиональном самоопределении;
— оказание психологической, методической и практической помощи выпускникам школы-интерната при решении их правовых, медицинских, материальных, социальных, жилищных проблем, содействие при обращении в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга за оказанием социальной и материальной помощи. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники школы-интерната   сталкиваются с проблемами, которые большинство из них не могут решить самостоятельно, не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе.
Большинство выпускников на протяжении еще нескольких лет нуждаются в поддержке и помощи, что позволяет говорить о необходимости имеющейся в школе-интернате №24 системы постинтернатного сопровождения.
Проводимая работа позволяет значительно улучшить стартовые возможности будущих выпускников в профобразовании и адаптации к самостоятельной жизни в открытом социуме. 
К сожалению, реализация мероприятий по подготовке воспитанников к самостоятельное жизни и последующему их постинтернатному сопровождению, сталкивается на практике с рядом трудностей.
Во-первых, не удается в полной мере преодолеть объективные условия существования воспитанников (значительная ограниченность круга общения, а также возможностей для организации личностного пространства воспитанника, нахождение на полном государственном обеспечении, культивирующее потребительское отношение жизни).
Во-вторых, недостаточность финансовых и производственных ресурсов для реализации программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после отчисления (невозможность организации специально оборудованных помещений для формирования практических бытовых навыков, отсутствие средств для практических занятий по ведению личного «семейного бюджета» или опыта самостоятельной траты денег для самообеспечения).
В-третьих, отсутствие бюджетного финансирования деятельности школы-интерната по постинтернатному сопровождению, в связи с чем педагоги привлекаются к этой работе на бескорыстной и добровольческой основе, и часто они вынуждены заниматься выпускниками в свободное от основной работы время.
Выходом из сложившейся ситуации станет более эффективное и тесное взаимодействие школы-интерната с учреждениями социального обслуживания населения, на которые Правительство Санкт-Петербурга возложило обязанности по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Литература

 
  1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // [Электронный ресурс] URL:www.Consultant.ru/document/con_doc_LAW_12778/, свободный. (Дата обращения: 25.01.2018)
  2. Указ Президента РФ от 28.12.2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// [Электронный ресурс]URL:http:base.garant.ru/70291040/, свободный. (Дата обращения: 15.01.2018)
  3. Доклад «О государственной политике создания системы постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе» // [Электронный ресурс] URL:www.rfdeti.ru/files/doklad_Nizhniy_Novgorod.pdf, свободный. (Дата обращения: 20.01.2018)
  4. Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных сиротских учреждениях/ В.А. Абельбейсов. - М.: УНЦ ДО, 2011
  5. Байбородова Л.В., Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010
  6.  Барышников Е.Н., Косабуцкая С.А. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в открытом социуме (на примере деятельности сиротских учреждений Санкт-Петербурга). СПБ, Научное мнение, 2016. №2-1, с. 69-73.
  7.  Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми.//Человек. Спорт. Медицина. 2014. №2 // [Электронный ресурс] URL:http://syberleninka.ru/article/n/postinternatnoe-soprovozhdenie-vypusknikov-kak-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-detmi/, свободный. (Дата обращения: 16.01.2018)
  8. Косабуцкая С.А. Организация деятельности образовательных организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечгия родителей, по социальной адаптации выпускников: учебно-методическое пособие / Косабуцкая С.А., Барышников Е.Н., Браун Т.П.//СПб.: СПбАППО, 2015
  9.  Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства/ М., 1998
  10.  Попов В.И. Формирование социально-адаптированной личности воспитанников детского дома в процессе трудовой деятельности // Детский дом.-2004.-№3.- С.48-51

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»