Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Пример анализа причин неуспеваемости детей

Кильмаева Елена Николаевна

 

 

 

 

 

1.        Сбор предварительных данных о слабоуспевающем ученике.

 

Уч-ся начал отставать в учебе уже в первой четверти 1 класса. Общее состояние ребенка в норме, за исключением неврологии. Отставание является постоянным и распространяется на все предметы. Возможной причиной для отставания послужила несформированность мотивации.

Место ребенка в коллективе можно сравнить с местом клоуна на арене. С одной стороны в центре внимания, с другой – отчужден от коллектива. На успешность деятельности влияют сложившиеся отношения с родителями, так как мама попустительски относится к проблемам в обучении своего сына. Причиной отставания могут быть интересы, не связанные с процессом обучения, такие как компьютерные игры. Оценка (не отметка) никак не сказываются на результатах учебной деятельности. Самооценка занижена, что тоже может являться причиной неуспеваемости. Внимание рассеянно. По темпераменту предположительно холерик.

 

По результатам беседы с родителями можно сказать:

После школы ребенок идет домой, остается либо с братом, либо с мамой.

В свободное от учебы время играет на компьютере.

Ребенок не садится выполнять домашнее задание, как с напоминанием, так и без него.

 

Анализ тетрадей:

НЕ записаны даты, почерк не ровный, пересекает поля, задания не выполнены. Ответ записан, а решения нет.

 

Анкета:

Дата заполнения

ФИО Манучарян Григорий

Трудности поведения – имеются

Трудности обучения – имеются

Особенности эмоционально-волевой сферы, внимания.

1.       Нервность, тревожность очень часто

2.       Двигательное беспокойство, расторможенность – очень часто

3.       Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность – очень часто

4.       Вялость, пассивность – редко

5.       Робость, скованность – очень редко

Особенности познавательной деятельности.

1.       Ребенок запоминает посредственно

2.       Объяснения понимает посредственно

3.       Познавательная активность – отсутствует

4.       Успешность выполнения однотипных заданий не колеблется.

5.       Легко может перестроиться на другой вид деятельности

Нарушений в двигательной сфере, координации движения не имеются

Нарушений зрения и слуха нет.

Учебная работа младшего школьника на различных учебных предметах (в течение 5 дней).

 

Письмо

Чтение

Математика

Окр.мир

Труд

ИЗО

1 Характер ответов на уроке:

ü  Полнота

ü  Глубина

ü  Степень обобщенности

ü  Темп

ü  Уверенность

ü  Соответствие ответа вопросу

 

2

3

0

6

9

5

 

4

0

0

6

6

7

 

1

0

6

10

9

9

 

4

3

3

6

7

7

 

0

0

0

0

0

0

 

0

0

0

0

0

0

2 Выполнение письменных заданий в школе:

ü  Самостоятельность

ü  Аккуратность

ü  Объем

ü  Темп

ü  Характер дополнительных записей, рисунков

 

 

0

1

2

1

10

 

 

0

0

2

1

10

 

 

5

4

3

8

5

 

 

0

0

0

0

10

 

 

0

0

0

0

0

 

 

0

0

0

0

0

3 Поведение на уроках:

ü  Внимательность

ü  Уровень активности

ü  Интерес

ü  Отношение к помощи

ü  Реакция на удачи

ü  Реакция на неудачи

ü  Настойчивость

 

0

10

0

2

2

1

0

 

0

10

0

2

2

1

0

 

3

10

1

2

2

1

0

 

4

10

5

3

2

1

0

 

0

10

0

2

2

1

0

 

0

10

0

2

2

1

0

Выводы

 

 

 

 

10

 

Объем и качество знаний

 

Успешность использования различных способов учебной работы

10 %

Сформированность умения принимать учебную задачу

10%

Отношение к своей учебной работе

Попустительское, безразличное

Особенности отношения к учителю

Положительное

Особенности отношения к уч-ся

Агрессивное

 

По результатам беседы с учеником, можно сделать выводы, что ему не понятно, зачем ходить в школу, зачем учиться, иными словами - не сформирована учебная мотивация. Вместо школы с удовольствием бы поспал дома или поиграл в компьютер. Друзей назвать не смог, говорит, что его все ненавидят в классе и бьют ( хотя в реальности все наоборот – он агрессивен к окружающим, что вызывает физическую сублимацию). Больше всего любит перемены. Учительница нравится.

Фейс-тест

Я – учебные предметы

Учитель – учебные предметы

письмо

чтение

Математ.

Окр.мир

труд

письмо

чтение

матем

Окр.мир

труд

+

+

+

+

0

+

+

+

+

+

 

К(я)=4/5=0.8 – В (преимущественно положительная оценка)

К (у)=5/5=1 – А (безусловно высокая положительная оценка)

На основе психодиагностических таблиц для определения типичных трудностей в обучении можно предположить следующие причины неуспеваемости:

- невнимателен и рассеян (преобладающая мотивация учения - игровая; низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;  низкий уровень развития произвольности). Для подтверждения этой гипотезы необходимо провести следующие методики: графический диктант, методика изучения концентрации и устойчивости внимания, методика изучения мотивации.

- неусидчив (низкий уровень развития волевой сферы – методика «графический диктант», «домик»).

- постоянно забывает дома учебные предметы ( повышенная импульсивность, высокая эмоциональная нестабильность – опросник Г. Айзенка)

- опаздывает на уроки (несформированность приемов самоконтроля, возможные трудности в семье, причины вторичной выгоды – методика «узор», методика «кинетический рисунок семьи», методика «незаконченные предложения»).

- постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет (несформированность отношения к себе как к ученику, индивидуально-типологические особенности личности). Для подтверждения данной гипотезы необходимо провести методику Рене-Жиля, анкету определения школьной мотивации.

-отсутствие письменной работы (несформированность отношения к себе как к ученику, преобладающая мотивация учения – игровая).

- во время урока выходит и отсутствует долгое время (отсутствует учебная мотивация, заниженная самооценка, внутреннее стрессовое состояние). Для подтверждения данных предположений необходимо провести методику изучения самооценки, методику Люшера.

Экспериментальное изучение предполагаемых причин неуспеваемости.

№ п/п

 

сильные

средние

слабые

1

Оживленность

 

 

В

2

Поспешность, импульсивность

 

 

В

3

Неусидчивость

А

 

 

4

Истощаемость, пресыщенность

А

 

 

5

Тревожность, нервозность

 

Б

 

6

Скованность, робость

 

 

В

7

Вялость, пассивность, медлительность

А

 

 

8

Негативизм

А

 

 

 

1.     Анкета для определения школьной мотивации (см. приложение 1)

В процессе диагностики школьной мотивации ребенок набрал 4 балла, что говорит о негативном отношении к школе, а также о несформированности отношения к себе, как к школьнику, низкая учебная активность.

2.     Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера). По результатам методики можно сделать вывод, что у ребенка низкий уровень устойчивости и концентрации внимания.

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина)

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Интерпретация:

Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно изображены колечки дыма. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв – итого 3 балла).

 Залезание линий одна за другую (1 балл).

Итого – 7 баллов. Ориентация на образец присутствует, но точно скопировать не удалось, произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация и тонкая моторика рук недостаточно сформированы.

3.     Рисунок семьи.

 

 

1.3 На основе материалов, полученных с помощью экспериментальных наблюдений за учеником, бесед и систематического наблюдения, можно определить возможные причины его отставания в учении:

 

Задание 2. Наблюдение и анализ учебного процесса.

Анализ урока с точки зрения использованы методов обучения.

Протокол урока чтения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Объявление темы и цели урока

Ребус

 

Тема формулируется на основе отгаданного ребуса

повторение

Вопросы по ранее изученному звуку

ответы

 

Слого-звуковой анализ с целью выделения нового звука

Предлагает несколько слов, которые начинаются с одного и того же звука

Составляют схему слов

 

 

Характеристика звука

Просит уч-ся определить твердость, мягкость; глухость, твердость

Дают характеристику

звуку

 

Чтение слов

 

Определяют положение звука в слове

 

Игра на закрепление

 

 

 

Итог урока

 

Рефлексия

 

 

Учитель использовал на уроке такие методы учебной работы, как беседа, изложения материала посредством иллюстраций, самостоятельная работа. В процессе урока применялась вводная беседа и закрепительная), которая осуществлялась как вызовом уч-ся для ответов, так и для подведения итогов урока. Учащиеся задавали вопросы при возникновении трудностей в выполнении того или иного задания (не поняли, как правильно выполнять задание, уточняли характеристики звуков). Характер вопросов-уточняющий. Самостоятельная работа проводилась на нескольких этапах урока. Учащиеся самостоятельно рисовали схемы к словам, которые предварительно были записаны на доске, после чего учитель вызывал трех слабых учеников к доске. В итоге уч-ся находили ошибки, анализируя свою деятельность и деятельность других учащихся. Во время выполнения самостоятельных заданий учитель перемещался по классу с целью проверки правильности выполнения задания, а также корректировки или устранения типичных ошибок, которые сразу выносились на обсуждение. Учитель активизировал процесс слушания посредством изменения интонации голоса, перемещения по классу с целью привлечения внимания детей, а так же наглядными примерами и иллюстраций. Вид изложения преимущественно объяснение и рассуждение. Учащиеся получали знания не только в готовом виде, но и через собственные наблюдения.

Наблюдения и анализ урока с точки зрения особенностей педагогического контроля и оценки.

На уроке учитель предлагал детям задания для самостоятельного выполнения, которые в процессе контролировались и оценивались с помощью жетонов. Принцип работы с жетонами был объяснен детям заранее. Виды заданий для контроля и оценки деятельности учащихся направлены в основном на слого-звуковой анализ слов (как в устной форме, так и выкладывание карточками). На уроке учащиеся обучаются самоконтролю и самооценке. Если ребенок выполнил неверно задание, учитель не говорит ошибку, а просит самостоятельно ее найти и исправить. Самооценка проводится следующим образом: уч-ся в конце урока рисуют кружки (красный- сам не справлюсь, нужна помощь учителя, желтый – справлюсь, но с помощью, зеленый – справлюсь самостоятельно). Таким образом, дети самостоятельно пытаются контролировать свой уровень полученных знаний на уроке. Реакция детей на контроль и оценку учителя положительная, они без стеснения и страха задают вопросы, сообщают, если не поняли, что говорит о том, что психологическая атмосфера между учителем и детьми весьма благоприятная. Также учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности учеников в ходе контроля и оценки, более  того, детям поясняется система оценивания того или иного ребенка.

Наблюдение и комплексный дидактический анализ урока.

 

 

 

МЕТОДИКА «ДОМИК».

 

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (см. рис. 2). Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования:определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.


Материал и оборудование: образец рисунка (см. рис. 2), лист бумаги, простой карандаш

 

 

Процедура обследования

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

 

Обработка  и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»