Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7 Красносельского района СПб.

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Причины и патогенетические особенности раннего детского аутизма, а именно их разнообразие, неопределённость и противоречивость, являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время существует несколько рабочих гипотез, объясняющих природу раннего детского аутизма.

Первое описание РДА было сделано американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) в 1943 г. на основе пятилетних наблюдений за группой из 11 аномальных детей. Их развитие резко отличалось от развития детей с известными формами дизонтогенеза. В последующем сходные клинические случаи были описаны и другими исследователями (H. Aspergerв 1944 г. и С.С.Мнухин в 1947 г.). В обобщенном виде основными особенностями таких детей являются:

•        снижение способности к установлению эмоционального контакта,
коммуникации, и социальному развитию. Ребенок избегает взгляда в
глаза другому человеку, не откликается на вопрос, сам ничего не
спрашивает. Не играет со сверстниками. Попытка навязать общение
вызывает тревогу и напряженность.

•        стереотипность    в    поведении,    направленная    на    сохранение
постоянных, привычных условий жизни; сопротивление малейшим
изменениям в окружающем пространстве порядке жизни: есть одну и
ту  же  пищу,  носить одну и ту же одежду,  гулять только по
определенному      маршруту;       поглощенность       однообразными
действиями:  раскачивание, потряхивание и взмахивание руками,
повторение   одних   и   тех   же   слов,   звуков;   привязанность   к
определенным  предметам  и  бесконечные  манипуляции  с  ними:
трясение,  верчение,  постукивание;  приверженность  стереотипным
интересам: Одна и та же игра, тема в разговоре, книга для чтения.

•   особая характерная задержка и нарушение развития речи, в первую
очередь ее коммуникативной функции. Ребенок может увлеченно
декламировать  стихотворение,  но  не  обратиться  за помощью  к
окружающим даже в самом крайнем случае. Другими характерными
признаками  являются:   эхолалии  (немедленные   или  задержанные
повторения услышанных слов или фраз), обозначение себя в третьем
лице,   высказывание  своих  нужд  в  форме  безличных  приказов,
необычные интонации или же полное их отсутствие.

•      раннее проявление перечисленных расстройств (до 2,5 лет).


     Многочисленные   исследования,   проведенные   со   времен   того,   когда появились первые описания детского аутизма, показывают, что формально раннее развитие таких детей может находиться в пределах нормы, но, тем не менее, оно необычно с самого начала. Особенно это становиться заметно, после первого года жизни: трудно привлечь внимание ребенка, очевидна задержка речевого развития. Самый сложный возрастной период, с большим количеством таких проблем в поведении, как самоизоляция, чрезмерная стереотипность в поведении, страхи, агрессия и самоагрессия приходиться на 5 - 6 лет. Затем ребенок становиться спокойнее, больше тянется к людям, но на первый план теперь выходит задержка психического развития, дизориентированость, трудность социального взаимодействия, не приспособленность к решению бытовых проблем.

В 50-х годах двадцатого столетия возникла теория о психогенном (в результате   психической   травмы)   происхождении   детского   аутизма. Наиболее последовательным ее сторонником был Б. Беттельхейм (В. Bettelheim). Причиной аутизма он считал неправильное, холодное отношение родителей к ребенку, подавление его личности. То есть вина за нарушение развития «биологически здорового» ребенка возлагалась на родителей, что служило причиной тяжелых психических травм для них. Дальнейшие сравнительные исследования семей с аутичными детьми и семей с детьми страдающими другими нарушениями развития показали, что аутичные дети, не более чем другие, получили психических травм, а их родители часто оказывались намного более им преданы и заботливы, чем родители других «трудных» детей. Гипотеза о психогенном происхождении аутизма не подтвердилась.

В настоящее время большинство современных авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системыи уточняется, что нарушение коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. Также нужно отметить, что в настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье.Характер    недостаточности центральной нервной системы и ее локализация в данный момент является предметом интенсивных исследований. На сегодняшний день выявлено, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, так же нередко нарушен биохимический обмен. Эти явления могут быть вызваны рядом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности фрагильной х - хромосомой), врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствиями нейроинфекции, рано начавшимся шизофреническим процессом. Итак, в настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии (множественности причин возникновения) и полинозологии (проявлении в рамках разных патологий).

В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним. В их основе лежат различные критерии.     Современные     отечественные     и     зарубежные     авторы дифференцируют синдром аутизма в различных клинических структурах. Аспергер (1968) выделил его в раннем детском аутизме (синдром Каннера), шизофрении, олигофрении, нарушениях слуха, аутистической  психопатии (обозначаемой сегодня как синдром Аспергера). Г.Е. Сухарева (1974) и В.М. Башина (1980) рассматривают РДА в патологии шизофренного спектра как определяющий     особенности     детей,     заболевающих     впоследствии шизофренией, то есть, считают его частью раннего шизофренического процесса. В. Е. Каган (1981) различает аутизм при шизофрении, шизоидной психопатии,       резидуально      -      органический      детский      аутизм, парааутистические  реакции  невротического  характера.  G.Nissen  (1989) говорит    о    РДА    (синдром    Каннера),    обусловленном    поражением центральной нервной системы в пренатальном периоде в сочетании с наследственным    фактором,    об   аутистической   психопатии    (синдром Аспергера) с наследственным радикалом, о соматогенном аутизме как следствии тяжелых органических поражений мозга, о психогенном аутизме, имеющим   причиной   фактор   длительной   эмоциональной   фрустрации. Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Так, Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления  в  социальный  контакт на  "одиноких"  (не  вступающих в общение), "пассивных" и "активных, но нелепых".  Наилучший прогноз она связывала    с    "пассивными"    детьми.    О.С.    Никольской    (1985-1987) предложена классификация из четырех групп, где критериями деления являются характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. по сути, тип самого аутизма. У детей первой группы речь идет об отрешенности от внешней среды, у второй - ее отвержении, у третей - ее замещения и у четвертой сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Первая группа - дети с аутистическои отрешенностью от окружающего мира. Дети с наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Поведение их носит полевой характер - перемещение от одного объекта к другому. Они мутичны, т.е. почти не говорят - можно услышать лишь отдельные словосочетания. У этих детей нет не только форм, но и потребности в контактах с окружающим миром. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего - стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к постоянству окружающей среды. Они абсолютно беспомощны в быту и почти не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития: они так и не овладевают речью, остаются полностью несостоятельными в произвольных действиях. При интенсивной психолого-педагогической работе удается сформировать элементарные навыки самообслуживания, они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация трудна даже в домашних условиях.

Дети второй группы с аутентическим отвержением окружающего имеют возможность бороться со своими страхами, тревогой посредством аутостимуляции положительных ощущений: двигательных (прыжки, взмахи руками), речевых (скандирование слов, стихов), сенсорных (поглощенность звуком льющейся воды, игрой света, ощупывание какой-либо поверхности). Все эти действия, повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия идущие извне. Внешне такой ребенок выглядит манерным, гримасничает, принимает причудливые, позы необычны интонации в речи, походка. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые команды. Часто у таких детей можно наблюдать тесную симбиотическую связь с матерью - ее физическое присутствие является необходимым условием существования. Прогноз на будущее лучше, чем в случае с 1-ой группой. При адекватной коррекции такие дети могут быть подготовлены к обучению в школе.

Дети третьей группы с аутистическим замещением окружающего мира, защищаются от своих страхов  с помощью  спонтанно разыгрываемой психодрамы (пугающие эпизоды он рисует, рассказывает о них, основывает на них сюжет игры). Это позволяет ребенку снять напряжение от пугающих его переживаний. Внешне это ребенок с хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, менее зависимый от матери, не нуждается в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому его эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью; они менее всего аутичны, у них меньше патологий аффективной и сенсорной сфер. Это чрезвычайно ранимые, робкие, пугливые дети, отягощенные чувством собственной несостоятельности, усиливающим социальную дезадаптацию. Они очень зависимы от оценки близких ищут у них поддержки и защиты, стараются быть «хорошими», четко следуют правилам поведения так как верят, что именно так они будут всегда в безопасности. У них хорошо развита речь; часто это одаренные в какой-либо области дети. Они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев обучаться в ней и без специальной подготовки.

 

Список литературы:

1.  Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление». М.,
1993.

2.          Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.  и др. Дети с
нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
1989.

3.          Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1989.

4.          Каган  В.Е.  Преодоление:  неконтактный  ребенок  в  семье.  СПб.:
Фолиант, 1996.

5.  Мамайчук. И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. –

      288 с.

     6. Никольская О.С, Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок.

Пути помощи. М.: Теревинф. 2000.

7.    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»