Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.
Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7 Красносельского района СПб.
Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Причины и патогенетические особенности раннего детского аутизма, а именно их разнообразие, неопределённость и противоречивость, являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время существует несколько рабочих гипотез, объясняющих природу раннего детского аутизма.
Первое описание РДА было сделано американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) в 1943 г. на основе пятилетних наблюдений за группой из 11 аномальных детей. Их развитие резко отличалось от развития детей с известными формами дизонтогенеза. В последующем сходные клинические случаи были описаны и другими исследователями (H. Aspergerв 1944 г. и С.С.Мнухин в 1947 г.). В обобщенном виде основными особенностями таких детей являются:
• снижение способности к установлению эмоционального контакта,
коммуникации, и социальному развитию. Ребенок избегает взгляда в
глаза другому человеку, не откликается на вопрос, сам ничего не
спрашивает. Не играет со сверстниками. Попытка навязать общение
вызывает тревогу и напряженность.
• стереотипность в поведении, направленная на сохранение
постоянных, привычных условий жизни; сопротивление малейшим
изменениям в окружающем пространстве порядке жизни: есть одну и
ту же пищу, носить одну и ту же одежду, гулять только по
определенному маршруту; поглощенность однообразными
действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками,
повторение одних и тех же слов, звуков; привязанность к
определенным предметам и бесконечные манипуляции с ними:
трясение, верчение, постукивание; приверженность стереотипным
интересам: Одна и та же игра, тема в разговоре, книга для чтения.
• особая характерная задержка и нарушение развития речи, в первую
очередь ее коммуникативной функции. Ребенок может увлеченно
декламировать стихотворение, но не обратиться за помощью к
окружающим даже в самом крайнем случае. Другими характерными
признаками являются: эхолалии (немедленные или задержанные
повторения услышанных слов или фраз), обозначение себя в третьем
лице, высказывание своих нужд в форме безличных приказов,
необычные интонации или же полное их отсутствие.
• раннее проявление перечисленных расстройств (до 2,5 лет).
Многочисленные исследования, проведенные со времен того, когда появились первые описания детского аутизма, показывают, что формально раннее развитие таких детей может находиться в пределах нормы, но, тем не менее, оно необычно с самого начала. Особенно это становиться заметно, после первого года жизни: трудно привлечь внимание ребенка, очевидна задержка речевого развития. Самый сложный возрастной период, с большим количеством таких проблем в поведении, как самоизоляция, чрезмерная стереотипность в поведении, страхи, агрессия и самоагрессия приходиться на 5 - 6 лет. Затем ребенок становиться спокойнее, больше тянется к людям, но на первый план теперь выходит задержка психического развития, дизориентированость, трудность социального взаимодействия, не приспособленность к решению бытовых проблем.
В 50-х годах двадцатого столетия возникла теория о психогенном (в результате психической травмы) происхождении детского аутизма. Наиболее последовательным ее сторонником был Б. Беттельхейм (В. Bettelheim). Причиной аутизма он считал неправильное, холодное отношение родителей к ребенку, подавление его личности. То есть вина за нарушение развития «биологически здорового» ребенка возлагалась на родителей, что служило причиной тяжелых психических травм для них. Дальнейшие сравнительные исследования семей с аутичными детьми и семей с детьми страдающими другими нарушениями развития показали, что аутичные дети, не более чем другие, получили психических травм, а их родители часто оказывались намного более им преданы и заботливы, чем родители других «трудных» детей. Гипотеза о психогенном происхождении аутизма не подтвердилась.
В настоящее время большинство современных авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системыи уточняется, что нарушение коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. Также нужно отметить, что в настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье.Характер недостаточности центральной нервной системы и ее локализация в данный момент является предметом интенсивных исследований. На сегодняшний день выявлено, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, так же нередко нарушен биохимический обмен. Эти явления могут быть вызваны рядом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности фрагильной х - хромосомой), врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствиями нейроинфекции, рано начавшимся шизофреническим процессом. Итак, в настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии (множественности причин возникновения) и полинозологии (проявлении в рамках разных патологий).
В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним. В их основе лежат различные критерии. Современные отечественные и зарубежные авторы дифференцируют синдром аутизма в различных клинических структурах. Аспергер (1968) выделил его в раннем детском аутизме (синдром Каннера), шизофрении, олигофрении, нарушениях слуха, аутистической психопатии (обозначаемой сегодня как синдром Аспергера). Г.Е. Сухарева (1974) и В.М. Башина (1980) рассматривают РДА в патологии шизофренного спектра как определяющий особенности детей, заболевающих впоследствии шизофренией, то есть, считают его частью раннего шизофренического процесса. В. Е. Каган (1981) различает аутизм при шизофрении, шизоидной психопатии, резидуально - органический детский аутизм, парааутистические реакции невротического характера. G.Nissen (1989) говорит о РДА (синдром Каннера), обусловленном поражением центральной нервной системы в пренатальном периоде в сочетании с наследственным фактором, об аутистической психопатии (синдром Аспергера) с наследственным радикалом, о соматогенном аутизме как следствии тяжелых органических поражений мозга, о психогенном аутизме, имеющим причиной фактор длительной эмоциональной фрустрации. Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Так, Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на "одиноких" (не вступающих в общение), "пассивных" и "активных, но нелепых". Наилучший прогноз она связывала с "пассивными" детьми. О.С. Никольской (1985-1987) предложена классификация из четырех групп, где критериями деления являются характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. по сути, тип самого аутизма. У детей первой группы речь идет об отрешенности от внешней среды, у второй - ее отвержении, у третей - ее замещения и у четвертой сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Первая группа - дети с аутистическои отрешенностью от окружающего мира. Дети с наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Поведение их носит полевой характер - перемещение от одного объекта к другому. Они мутичны, т.е. почти не говорят - можно услышать лишь отдельные словосочетания. У этих детей нет не только форм, но и потребности в контактах с окружающим миром. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего - стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к постоянству окружающей среды. Они абсолютно беспомощны в быту и почти не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития: они так и не овладевают речью, остаются полностью несостоятельными в произвольных действиях. При интенсивной психолого-педагогической работе удается сформировать элементарные навыки самообслуживания, они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация трудна даже в домашних условиях.
Дети второй группы с аутентическим отвержением окружающего имеют возможность бороться со своими страхами, тревогой посредством аутостимуляции положительных ощущений: двигательных (прыжки, взмахи руками), речевых (скандирование слов, стихов), сенсорных (поглощенность звуком льющейся воды, игрой света, ощупывание какой-либо поверхности). Все эти действия, повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия идущие извне. Внешне такой ребенок выглядит манерным, гримасничает, принимает причудливые, позы необычны интонации в речи, походка. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые команды. Часто у таких детей можно наблюдать тесную симбиотическую связь с матерью - ее физическое присутствие является необходимым условием существования. Прогноз на будущее лучше, чем в случае с 1-ой группой. При адекватной коррекции такие дети могут быть подготовлены к обучению в школе.
Дети третьей группы с аутистическим замещением окружающего мира, защищаются от своих страхов с помощью спонтанно разыгрываемой психодрамы (пугающие эпизоды он рисует, рассказывает о них, основывает на них сюжет игры). Это позволяет ребенку снять напряжение от пугающих его переживаний. Внешне это ребенок с хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, менее зависимый от матери, не нуждается в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому его эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью; они менее всего аутичны, у них меньше патологий аффективной и сенсорной сфер. Это чрезвычайно ранимые, робкие, пугливые дети, отягощенные чувством собственной несостоятельности, усиливающим социальную дезадаптацию. Они очень зависимы от оценки близких ищут у них поддержки и защиты, стараются быть «хорошими», четко следуют правилам поведения так как верят, что именно так они будут всегда в безопасности. У них хорошо развита речь; часто это одаренные в какой-либо области дети. Они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев обучаться в ней и без специальной подготовки.
Список литературы:
1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление». М.,
1993.
2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с
нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
1989.
3. Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1989.
4. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.:
Фолиант, 1996.
5. Мамайчук. И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. –
288 с.
6. Никольская О.С, Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок.
Пути помощи. М.: Теревинф. 2000.
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC