Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологические особенности неуспевающих школьников

Есина Ирина Владимировна,
читель начальных классов
ГБОУ СОШ №237 Санкт-Петербурга

Число школьников, которые испытывают трудности в обучении непрерывно растет. В современной школе по данным института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении испытывают 15-40% младших школьников.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.
К неуспевающим школьникам можно отнести детей, испытывающих в силу различных причин стойкие затруднения в усвоении программ обучения и не имеющих грубой патологии в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательных функций.
Выделяются два вида причин, обуславливающих возникновение отклонений в развитии детей, которые приводят к школьной неуспеваемости, - врожденные и приобретенные. Врожденные отклонения – это следствия влияния неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития ребенка. Приобретенные отклонения возникают как следствия негативных воздействий на ребенка во время его рождения и в дальнейшие периоды развития.
Общим для той или иной группы является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более сложным формам и методам работы.
Разными психологами-исследователями выделяются различные варианты школьных трудностей.
1. Педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность – это нарушение развития ребенка, которое может проявиться даже при нормальных познавательных способностях. Как правило, причина запущенности кроется в неправильном воспитании ребенка, его бесконтрольности. Это нарушение устраняют с помощью психолого-педагогической коррекции.
Педагогическая запущенность: дефицит знаний и представлений о мире, трудности общения с окружающими, узкий кругозор, низкая учебная активность, слабые интеллектуальные способности, инфантилизм, эмоциональная неуравновешенность.
Школьников с педагогической запущенностью характеризует недостаток знаний и навыков, которые не вызывают трудностей у большинства детей. Педагогически запущенный ученик с трудом усваивает учебный материал, не понимает того, что читает или слышит от педагога. Не в состоянии самостоятельно сориентироваться, как действовать, когда надо выполнить какое-то задание.
2. Неумение или нежелание учиться
Неуспевающие дети не могут организовать и проконтролировать свою учебную деятельность. Им тяжело прикладывать усилия, они с трудом запоминают материал, который вы даете на уроках. Не умеют формулировать вопросы учителю и вообще не понимают, что спрашивать.
Зачастую школьники, которые не умеют учиться, негативно относятся к процессу обучения. Ребенок систематически не выполняет домашние задания, а родителям говорит, что сделал. Для педагога каждый раз находит отговорки, почему домашнее задание снова не готово.
3. Интеллектуальная пассивность
Ребенок негативно избегает умственного напряжения, при любом удобном случае пытается облегчить свое обучение.
4. Низкая обучаемость
У неуспевающих школьников слабые познавательные процессы. Из-за интеллектуальной пассивности ребенок утрачивает привычку к мыслительной активности. Это часто приводит к недоразвитию – например, к диагнозу «задержка психического развития» (ЗПР).
5. Низкая самооценка
Неуспевающие ученики низко оценивают свои учебные способности. Они не уверены в себе и своих знаниях, боятся приступать к заданиям, которые дает учитель. Уверены, что «опять все сделают неправильно».
6. Синдром выученной беспомощности
Ребенок не способен выполнять задания учебной программы, если не успевает в школе длительное время. Чувствует себя беспомощным, его приходится постоянно направлять и контролировать, напоминать правила, помогать и т. д.
7. «Дискомфорт успеха»
Ученикам психологически некомфортно добиваться положительного результата в школе. Сразу за ситуацией успеха создают проблему, вызывают негативную реакцию педагога или родителей. Такое поведение указывает на эмоциональную нестабильность ребенка.
8. Высокая школьная тревожность
Тревожность – это пессимистическая установка на жизнь. Школьник беспокоится даже в жизненных ситуациях, которые к этому не располагают. Высокая степень тревожности отрицательно влияет на дивергентное мышление. Из-за этого ребенок не может творчески подходить к заданиям, проявлять креативность.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»