Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Невербальный компонент коммуникативной компетентности
педагогов образовательных учреждений

Плеханова Ольга Сергеевна
На современном этапе развития психологической и педагогической мысли психологами и педагогами всецело признаётся самоценность феномена детства. Это фундамент будущей жизни человека, от качества построения которого зависит многое. В связи с этим одной из самых важных задач педагогов становится обеспечение условий для проживания детьми полноценного, радостного, счастливого детства.
В то же время наблюдения показывают, что педагоги в общении с детьми не всегда бывают компетентными, то есть не всегда оправдывают занимаемую ими должность с профессиональной точки зрения. Многие педагоги, имея большой опыт работы с детьми, не всегда способны определить эмоциональное состояние ученика, понять, чего он хочет в данный момент, о чём переживает, а также часто не способны компетентно выстроить своё невербальное поведение и общение. Одна из возможностей проникнуть во внутренний мир ученика – это адекватное опознание элементов невербального поведения ребёнка.
Наблюдения показывают, что многие педагоги не способны опознать позу, жест, мимику ребёнка и соотнести их с определённым настроением, эмоциональным состоянием. Также преподаватели затрудняются назвать опознанную эмоцию словом: имея перед собой большое разнообразие эмоциональных состояний, они выделяют и обозначают только базовые эмоции, не дифференцируя их, чем значительно упрощают эмоциональное поведение ребёнка.
При репрезентации элементов невербального поведения педагоги также не обнаруживают большого разнообразия, бывают невыразительны в своём поведении, зажаты, закрыты.
На наш взгляд формирование невербального компонента коммуникативной компетентности педагога может положительным образом повлиять на процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, значительно сократить количество возможных конфликтных ситуаций, исключить моменты, связанные с некомфортным состоянием ребёнка из-за неудовлетворения какой-либо его потребности, а также упростить общение для застенчивых, необщительных или пугливых детей.
Таким образом, мы можем назвать способность понимать внутренний мир ребёнка посредством адекватного опознания элементов невербального поведения воспитанника и их уместного выразительного представления составляющей педагогического мастерства, одним из условий обеспечения полноценного детства. На полном взаимопонимании взрослого и ребёнка строится успешный процесс взаимодействия, от которого напрямую зависит процесс развития и обучения. Кроме того на базе взаимопонимания и ориентации в специфике поведения ребёнка строится возможность осуществления индивидуального подхода в обучении, так распространённого на современном этапе развития науки.
Тема развития коммуникативной компетентности педагога очень актуальна. Эта актуальность определяется, во-первых, важностью поднятой проблемы и, во-вторых, недостаточностью исследований в данном направлении.
Термин «невербальный компонент коммуникативной компетентности» в психологической науке не рассматривается, в данной области освещена лишь теория невербального поведения, хотя и очень развернуто (информативность отдельных невербальных элементов). В структуре коммуникативной компетентности невербальный компонент не выделяется, в структуре же коммуникативной компетентности педагогов он представлен отдельными умениями и способностями в области невербального общения.
Можно определить «невербальный компонент коммуникативной компетентности» как особую категорию компетентности личности, обеспечивающую успешность невербального общения субъекта, и по структуре включающую самостоятельные компоненты, связанные со способностями опознания и репрезентации элементов невербального поведения. К ним можно отнести позы, жесты, мимику, телодвижения, а также положение тела в пространстве.
Задача формирования невербального компонента коммуникативной компетентности педагогов ОУ, развитие личности педагога как субъекта невербального общения должна быть решена в контексте подготовки современного педагога. Для развития сферы опознания и репрезентации элементов невербального поведения необходима просветительская работа с педагогами в данной области психологии, а также социально-психологические тренинги.
Развивающая работа, направленная на развитие успешности в области невербального поведения, является необходимой для педагога, так как невербальное поведение – это полноценный канал общения с ребёнком. Успешность взаимодействия между педагогом и учениками зависит в том числе и от способности педагога понимать то, о чём «говорит» ребёнок, пользуясь невербальным языком общения, а также от способности педагога выражать свои мысли, чувства и отношения с помощью элементов невербального поведения.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»