Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа в малой группе: аспекты психологического
сопровождения младших школьников

Миничева Елизавета Анатольевна
Сегодня в общеобразовательном пространстве начальной школы отмечается довольно большое количество детей, требующих индивидуального подхода в воспитании и развитии. Сложность и многозадачность современного образовательного пространства приводят к тому, что на сегодняшний день оказывать качественное сопровождение учебного процесса педагогу невозможно без постоянного систематического взаимодействия со специалистами, которые могут оказать ему профессиональную помощь в данном направлении. В первую очередь таким специалистом является педагог-психолог, который не только проведёт качественную и полноценную диагностику, позволяющую выявить основные трудности в обучении и социализации школьника, но и составит индивидуальный маршрут развития, оптимальный в каждом отдельном случае. Процесс психолого-педагогического сопровождения младших школьников начинается с 1-ого класса и продолжается на протяжении всех одиннадцати лет обучения в школе. Это трудная и скрупулёзная работа, по своему характеру требующая систематичности и последовательности. Работа педагога-психолога в начальной школе начинается с комплексной диагностики детей, поступивших в 1-ый класс.
       В процессе психологической диагностики первоклассника исследуется следующее:
1. Познавательная сфера личности ребёнка – включает в себя изучение высших психических функций памяти , внимания, мышления, речи, восприятия. Целью исследования является выявление факторов, которые могут препятствовать процессу получения качественных знаний младшими школьниками.
2. Эмоционально-волевая сфера личности – включает в себя исследование эмоций, мотивации, психологической готовности ребёнка к школе. В ходе исследования изучается уровень социализации ребёнка.
3. Поведенческая сфера личности – включает изучение степени восприятия ребёнком норм и правил поведения в обществе. В целях диагностики используются такие методы, как беседа и наблюдение. Целью комплексной психолого-педагогической диагностики ребёнка является выявление причин и факторов, которые могут препятствовать получению им качественного образования, приводить к возникновению конфликтов в детском коллективе, а также способствовать развитию у ребёнка асоциального поведения.
По итогам, полученным в ходе диагностики, составляется индивидуальная карта обучающегося, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, где прописывается характер психолого-педагогического сопровождения. Психологическая диагностика также позволяет выявить детей «группы риска», детей с особенностями развития, а также одарённых детей с целью индивидуальной психологической работы. В дальнейшем на протяжении всего обучения детей в начальной школе психологическая диагностика проводится с целью исследования динамики развития памяти, внимания, мышления, речи; исследуются личностные особенности обучающихся, уровень их социальной адаптации, способы взаимодействия в детском коллективе. Также педагог-психолог проводит диагностику вновь прибывших обучающихся (с той же целью). Все эти мероприятия необходимы для предупреждения школьной неуспеваемости, возникновения отклоняющегося поведения. По окончании диагностики младших школьников педагогом-психологом составляется план индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Целью этих занятий является следующее: - в познавательной сфере личности ребёнка – развитие и коррекция дефицитарных психических функций (памяти, внимания, мышления); - в эмоционально-волевой сфере – развитие учебной мотивации и готовности к обучению в школе, формирование внутренней позиции школьника, формирование адекватной самооценки, развитие умения регулировать свои эмоции, обучение детей эффективным копинг-стратегиям; - в поведенческой сфере – развитие социально приемлемых форм и способов поведения в коллективе. Проведение занятий в малой группе до 15 человек по программа составленной на основе авторской разработки групповых психологических занятий с учениками 1-4-х классов Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» с элементами занятий из авторской программы С.В. Кривцовой «Жизненные навыки», дает возможность помочь ученикам научиться познавать и понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти своё место в школьной жизни. Формирование установки на преодоление школьных и жизненных трудностей и способности получения удовлетворения от процесса познания; формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий. Обучающиеся учатся ставить цель и организовывать ее достижение, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, са¬мооценку своей познавательной деятельности; решать учебно-познавательные проблемы; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.
         Литература:
1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. \\ Психология обучения.-2002.-№1.- С.5.
2.Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000.
3.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
4.Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: В.Секачев, 2006.
5.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003.
6.Озеров В.П., Медведева Н.А., Майорова Д.А., Озеров Ф.П., Ярцева Т.М. Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. – Ставрополь: Сервисшкола, 2001. –112с.
7. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Уроки психологии в начальной школе (1-4) класс.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»