Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ГБОУ СОШ № 456

Колпинского района СПб

Педагог-организатор

Сидорова Оксана Владимировна

 

Сценарий круглого стола «Конфликт.  Я в конфликтных ситуациях».

 

Пояснительная записка. 

 Сегодняшний уровень развития общества в нашей стране требует  гуманизации во всех сферах общественных отношений. Сознательное, гуманное отношение человека к окружающим  является существенным компонентом этической, политической и экологической культуры личности, что необходимо для конструктивного решения глобальных проблем мировой цивилизации. Добрые отношения между людьми предопределяют также индивидуальное счастье самой личности, выявление и реализацию ее возможностей.

   Особая роль в процессе гуманизации человека принадлежит общеобразовательной школе, поскольку  на нее возложена задача воспитания будущего поколения на гуманистических началах.  Педагогические коллективы сталкиваются в воспитательной работе со многими трудностями. Это и обесценивание нравственных принципов, и недостаток внимания к молодежным проблемам, и низкий жизненный уровень отдельных слоев населения, и односторонняя ориентация подрастающего поколения на потребительство, а не на духовные ценности.

   Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервоз­ность детей, неспособность долго выдерживать на­пряжение, привычка к агрессии. В процессе  круглого стола  анализируются понятия «конфликт», «конфлик­тная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разреше­ния конфликтов.

   В ходе круглого стола  учащиеся получают следующие коммуникативные умения и навыки:

-  разрешать конфликтны мирным путем, устанавливать адекватные ролевые отношения;

- готовность к коллективным формам общения;

- овладеют элементами конгруэнтности;

- получат возможность коммуникативно раскрываться.

 

 

Цель:поиск путей профилактики конфликтов между подростками.

 

Задачи:

- познание ребятами себя в конфликтных ситуациях;

- познакомить учащихся со способами предупреждения и преодоления конфликтов.

 

 

Респонденты:учащиеся 11 классов (10 представителей).

Ребята сидят за столами по классам.

 

Оборудование:проектор, ноутбук, листы бумаги.

 

 Круглый стол проводят педагог-организатор, психолог.

 Предварительно проводится тест среди 11-х классов «Конфликтный ли вы человек?»

 

 

 

 

 

Ход мероприятия.

 

   Круглый стол начинается с просмотра мультфильма из серии бабушкины сказки «Яблоко». Просмотр останавливается, когда конфликт находится в самом разгаре. Звери не могут поделить яблоко. Таким образом, обозначается проблема.

   Сообщение задач занятия педагогом – организатором.

- Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (Приложение №1) На экране диаграмма конфликтных групп по учащимся 11 классов.

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.

 

1.     Первый этап.

 а) Выступление психолога.

   Конфликт – удивительное явление жизни, постоянная величина ее и непременный элемент, значимость которого трудно переоценить.

Конфликт предоставляет возможность познать душу другого.  Она не похожа на твою. В ее мире иные чувства, мысли, отношения. Именно в конфликте неожиданно открывается наша непохожесть. И это само по себе уже интересно.

   Момент конфликта оценивается людьми противоречиво и неоднозначно. В обыденной жизни, обычно, негативно;  в деловых отношениях – с досадой; в личных с горечью и обидой. Научный же мир принимает конфликт как нечто неизбежное, неотвратимое и даже позитивное, исполняющее роль фактора развития отношений между людьми.

   Острота вопроса разрешения конфликтов диктуется остротой социально-психологической ситуации в обществе и школе, когда до предела обнажились внутренние социально групповые противоречия и современный школьник оказался в дисгармоничном, разорванном мире социальный отношений и поставлен в положение перманентного конфликта с окружающей действительностью.

   Уничтожить конфликт – уничтожить один из сильнейших механизмов развития жизни. Конфликт – объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь, а конфликт часть жизни, ее константа, атрибут развивающейся жизни.

В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир построен противоречиво.

   «Добро» и «зло», «день» и «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «щедрость» и «скупость», и «любовь» и «ненависть» - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

   Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

   Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением (вот почему так не любят конфликты), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом. «Личностный смысл» - это то, что значимо и затрагивает нашу душу.

 

б) Учащимся предлагается ответить на вопросы. На обсуждение дается 5 минут, затем представители каждой группы озвучивают общее мнение по данным вопросам.

  1) Как вы считаете, возможно ли безконфликтное  существование в мире.

  2) Что может привести к конфликтам? Приведите примеры из собственной жизни.

 

 

2.     Второй этап.

 Выступление педагога-организатора

    До тех пор пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте, в одно и тоже время.

   Невозможно найти двух люде, одинаково судящих об одном и том же предмете. Даже когда вам кажется, что мы думаем совершенно одинаково, все равно обнаруживаются какие-либо нюансы, подчеркивающие особенности восприятия нами внешнего мира и внутреннего мира другого. Это приводит к тому, что мы просто не можем не конфликтовать. Как бы сильно мы не хотели, мы никогда не сможем оставить конфликт за бортом нашей жизни. Все наши попытки обойтись без конфликта, уйти от него, избежать его, как  правило, успехом не увенчаются. И коль действительно это так, то стоит попытаться находить наиболее приемлемый для обеих конфликтующих сторон выход из конфликтной ситуации.

  Учащимся предлагается решить ситуацию. Каждой группе предлагается одна ситуация.

1 ситуация.

  К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям...

Задание: предложить разные варианты поведения обеих сторон в данной ситуации.

2 ситуация.

   Учащиеся класса систематически опаздывают на первые уроки. Классный руководитель пригласил их к себе для беседы, но неожиданно для себя сам опоздал на 20 минут. Ученики его дождались и с любопытством ожидают, как себя поведет учитель.

Проанализируйте варианты, предложенных действий и выберите свой.

- Сразу же начнете беседу, потребовав от ребят объяснений.

- Учитель объяснит причину своего опоздания, а затем начнет беседу.

- Учитель отменит беседу, перенесет ее на более удобный для себя момент.

- Учитель попросит извинение за опоздание и начнет беседу.

3 ситуация.

   Идет урок математики. Учитель выписал на доске из учебника д/з. По классу прокатился легкий шелест недовольства: слишком много задали. Учитель поворачивается к классу лицом, удивленно: «В чем дело?» Дети говорят, что не успевают, что очень трудоемкое задание. Учитель говорит: «Это для вашего же блага. Кто не сделает, тот получит «2».

Задание: объясните ситуацию несогласия с учителем избегая конфликта.

 

3. Третий этап.

   Игра «Растопи круг».

   Это упражнение – испытание, однако стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность с теплотой и искренностью относится к людям, видеть их лучшие стороны.

   В этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача – растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение , самые лучшие человеческие чувства.

   Вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, - вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей – оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно.

   На каждого водящего дается 2-3 минуты.  Выбирается первый доброволец.

 

4. Четвертый этап.

        Просмотр мультфильма до конца.

 

5.     Заключительный этап (рефлексия).

   Рисунок. Эмоциональный портрет человека, которого они хотели бы встречать на своем пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

Ищу компромиссы.

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

Избегаю противника.

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.

Иду на компромисс.

Сдаюсь.

Меняю тему.

Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

Предлагаю мир.

Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»