Урок психологии для подростков
Хапсалис Светлана Владимировна, педагог- психолог, ПМС-Центр
Тема урока: Идентификация – какой я?
Цели:
Информационная:
• ознакомление учащихся с понятием «идентификация».
Формирующая:
•формирование навыка самораскрытия и обратной связи в группе. Развивающие:
•развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,
• самопознание,
• саморазвитие.
Цели контроля: проверка усвоения знаний по теме, анализ включённости новых знаний в структуру психологических понятий.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «идентификация»;
2. Провести анализ знаний о понятии «идентификация»;
3. Выявить уровень включённости новых знаний в структуру психологических понятий;
4. Ознакомить с условиями проведения тренинга
Форма проведения - тренинг.
Структура урока:
Разминка- 5 мин.
Основная часть - 25 - 30 мин.
Рефлексия - 5 мин.
Ход урока:
Разминка. Упражнение « горы» и « альпинисты».
Цель: устранение эмоциональных барьеров.
На полу проводится мелом полоса шириной 1 метр. Группа делится на две части: «альпинистов» и «горы». «Горы» выстраиваются вдоль полосы, образуя препятствия для «альпинистов». «Альпинисты» должны пробраться через «горы». Нельзя сходить с полосы, держаться за посторонние предметы. Затем участники меняются ролями.
Задание: как можно быстрее пробраться сквозь «горы».
Психологический смысл упражнения.
Развиваются навыки телесного контакта невербальной коммуникации, координации совместных действий.
Обсуждение. Какие чувства возникли у составляющих «горы» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Основная часть:
Оборудование:пачка карточек по 10-12 штук на каждого учащегося, размер карточек должен позволять написать на них крупно одно слово из набора признаков, каждый из которых может быть отнесён к человеку.
Четыре набора признаков
1 |
2 |
3 |
4 |
Активный |
Пассивный |
Яркий |
Оптимистичный |
|
|
|
|
Взрослый |
Мужчина |
Женщина |
Зрелый |
|
|
|
|
Растущий |
Счастливый |
Нейтральный |
Уверенный |
|
|
|
|
Осторожный |
Импульсивный |
Компетентный |
Настойчивый |
|
|
|
|
Агрессивный |
Творческий |
Предприимчивый |
Послушный |
|
|
|
|
Мягкий |
Сдержанный |
Сознательный |
Романтичный |
|
|
|
|
Выдающийся |
Тонкий |
Замкнутый |
Стойкий |
|
|
|
|
Твёрдый |
Суровый |
Сильный |
Нерешительный |
|
|
|
|
Эстет |
Практичный |
Уступчивый |
Опытный |
|
|
|
|
В группе я признаю власть над людьми
|
В группе я борюсь за власть
|
В группе я избегаю власти
|
В группе я пользуюсь властью
|
В группе я значимый |
В группе я посторонний |
В группе я независимый |
В группе я рядовой |
Условия проведения тренинга: помещение должно быть свободным от мебели, чтобы участники группы могли свободно перемещаться. На стенах должно быть место для плакатов с признаками. Признаки, служащие основанием для сравнения, будут называться ведущими. Они будут предлагаться сериями (по 4 признака), учащимся нужно из них выбрать один, который в большей степени отражает то, как они воспринимают себя в данный момент. Далее четыре признака, по одному из каждого набора, одновременно предлагают группе. Признаки из каждого набора будут выставляться в разных частях комнаты. Каждый учащийся делает свой выбор из четырёх признаков, записывает выбранный признак на карточке, так чтобы надпись могли увидеть и понять окружающие. После того, как все выбрали, предлагается подойти к тому месту, где выставлен выбранный ими признак. Таким образом, группа разбивается на подгруппы. Затем происходит обсуждение в группах сделанные ими выборы, они также могут корректировать друг друга. Ведущий спрашивает, как все себя чувствуют, находясь в группе, предлагает обратить внимание на другие подгруппы и дать обратную связь - подходят ли другим членам группы те «команды», в которых они оказались. Учащимся можно изменить своё мнение, выйти из группы или перейти в другую группу. Далее представляются следующие четыре признака, и весь процесс повторяется столько раз, сколько это потребуется. Когда серия выборов закончится, и каждый учащийся запишет свой выбор на карточках, ведущий просит выбрать из них 5-6 и переписать их в специальную карточку, которую каждый член группы повесит на грудь. В завершение группа разбивается на триады, в которых участники могут обсудить созданный образ себя и отреагировать на него.
Рефлексия.
Вопросы для обсуждения:
В какой группе оказалось большинство участников?
Трудно ли было делать выбор? Почему?
Какие признаки Вы бы хотели добавить в наборы?
Легко ли сравнивать себя с другими людьми?
Что даёт знание о себе и других в реальной жизни?
Литература для подготовки к уроку:
1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. - М., Владос. - 2000г.
2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для высших специальных заведений. - М.,ТЦ «Сфера». - 2001г.
3. Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности/ Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. - М., Воронеж. -2004г.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1. Годфруа Ж. Что такое психология?: Т1. - М. - 1992.
2. Ильин. Е. П. Психология. Учебник для средних учебных заведений. - СПб., Питер - 2004г.