Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГбОУ СКШ №7.

 

     Младший школьный возраст (от 6 – 7 до 9 – 11 лет) называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, новая ведущая деятельность – учебная. В школе ребёнок приобретает новые знания, умения, определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь его уклад жизни (Дарвиш О.Б., 2004 г.).     
  ВИЧ-инфицированные дети-сироты составляют одну из основных категорий группы риска. Их положение нужно признать существенно осложнённым за счёт как самой ВИЧ-инфекции, так и за счёт социальной стигматизации, дискриминации и непроизвольного отталкивания со стороны общества. Поскольку осведомлённость о ВИЧ/СПИДе в российском обществе, при   всей его образованности, остаётся на невысоком уровне. И далеко не все люди имеют правильную информацию об этой, относительно новой болезни. Этот недостаток знаний отражается на детях с ВИЧ-инфекцией.
  Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера. И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям, у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы, в своём развитии все проходят общие этапы, формируются общие, типичные человеческие проявления психики. И даже отличия людей друг от друга характеризуются определённой устойчивостью, в результате эти отличия тоже можно выделить, описать, типизировать (Столяренко Л.Д., 2004).
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные определения, подходы и теории изучения личности. Природа личности сложна, в ней неразрывно связаны биологическая и социальная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т. д.), которые разрабатываются как основа личностного развития человека. Многочисленные теории скорее дополняют друг друга, раскрывают многогранность личности.
  В психологии имеется множество определений, отражающих многогранность, многосторонность личности. А. Н. Леонтьев определил личность как «субъект деятельности». «Понятие личности, - писал он, - выражает целостность субъекта жизни... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
  Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта. В три года, когда ребёнок отделяясь от взрослых, пытаясь установит с ними, более глубокие отношения, происходит кризис выделения и формирование образа «Я», изменение позиции ребёнка, появляется самооценка. (Выготский Л.С.). К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно считается центральным новообразованием дошкольного возраста. В семь лет изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Всё, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным. Происходит активное формирование самооценки.
 В младшем школьном возрасте перестраиваются все отношения ребёнка с действительностью. Школьник включён в учебную деятельность, направленную на усвоение науки и культуры. Формируется познавательная мотивация. Ребёнок, усваивая знания, меняется сам. Происходит осознание этих изменений.  
Проблеме формирования личности, одной из важнейших и одновременно наиболее запутанных проблем психологии, посвящены исследования известного российского психолога Божович Л. И. В книге «Личность и ее формирование в детском возрасте», обобщающей результаты многолетних исследований, Божович Л. И.  так излагает свои взгляды: «Человек, являющийся личностью, в нашем представлении обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Этот уровень развития характеризуется, прежде всего, тем, что в процессе взаимоотношений с окружающей общественной средой человек начинает воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей его действительности и других людей; такая форма самопознания выражается в появлении у человека переживания своего Я. Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная» форма поведения.
  При таком понимании личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя» (Божович Л. И., 1968г.).
   Формирование личности представляет собой непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств (А. Н. Леонтьев, 1977г).
  Психологи Слободчиков  В.И. и Исаев Е.И.  дают такое определение личности: «Личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность - субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории».
 Тайна человека как личности и индивидуальности, по мнению авторов, окончательно раскрывается в его универсальности. Универсальность - это высший уровень духовного измерения личности, высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в Мире, тайну своей единоприродности с Миром, свою причастность к Миру как бесконечному целому.
  Своеобразие общей системы самоотношения детей из учреждения заключается в сочетании сниженного уровня самоуважения и относительно высокого уровня эмоционального самопринятия. Самооценка воспитанников детдома по ряду наиболее значимых для младшего школьного возраста аспектов - успешности в обучении, популярности у сверстников, поведенческой компетентности, внешней привлекательности - достоверно ниже по уровню, менее адекватна и одновременно более хрупка и лабильна.
   Динамика развития самооценки детей из детдома обнаруживает, во-первых, особую неустойчивость во времени и, во-вторых, тенденцию к повышению ее уровня от младшего школьного возраста к подростковому. Помимо усиления с возрастом эффективности действия защитно-адаптивных механизмов, этому способствует смена ведущей
деятельности: учебная деятельность, с которой у детей связано ощущение хронической неуспешности, уступает место общению со сверстниками, в рамках которого они чувствуют себя более уверенно, что в свою очередь позитивно сказывается и на других областях их самовосприятия (Авдеева Л.И.).
  Установленные особенности самооценки воспитанников детдома во многом определяются своеобразием их системы значимых взаимоотношений, у воспитанников учреждения основное влияние принадлежит сверстникам из детдома и во вторую очередь
воспитателям; немаловажную роль также играют кровные родственники, «домашние» соученики и школьные учителя.
 Уровень притязаний у мальчиков в этом возрасте выше,  и они не любят поощряемые взрослыми виды деятельности. Мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе. Фрустрации у мальчиков, чаще вызывают нарушение коммуникативных способностей, у девочек более жёсткое поведение. В 10 лет мальчики более экстравертированы, девочки более «невротичны» и  менее искренни.
   Мальчики более активны и настойчивы, более склонны к риску и напряжены, менее исполнительны и чувствительны, у них хуже самоконтроль (Шипицына Л. М., 2006г. с 97-98).
  Агрессивность в личностных характеристиках младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. Различия в уровнях детской агрессивности связаны с различными путями познания ребёнком окружающего мира.
  В повседневной жизни установлено, что детям с высоким уровнем агрессии чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию, активную невербальные и вербальные действия. Для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль над своими действиями.
  «Дети из детского дома более тревожны и агрессивны к окружающим. В их речи содержится больше обвинений, упрёков, у таких детей имеется тенденция отрицать свою вину и обвинять любого другого. Эта враждебность направлена как на детей, так и на взрослых – это, очевидно результат лишения родительской любви, эмоционального тепла, материнской заботы. На фоне агрессивности и тревоги протекает формирование личности такого ребёнка» (Шипицына Л.М., 2005г.).
  Для детей проживающих в условиях социальной депривации характерна повышенная тревожность – высокий уровень, средний уровень с тенденцией к высокому. Низкие уровни тревожности – единичные случаи.
  Половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.
  Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как «они».
  Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом.
  Психологи А.М. Толстых и Н.Н. Прихожан, в течение нескольких лет занимающиеся исследованием воспитанников интернатных учреждений, выдвинули следующую гипотезу: у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание или недоразвитие личностных образований, а интенсивное формирование некоторых, принципиально иных механизмов, позволяющих ребенку приспособиться к жизни в детском доме и тем самым как бы заменяющих ему личность.
  Однако факты свидетельствуют, что значительная часть проблем, нарушений и недостатков в развитии личности воспитанников детских домов и интернатов порождена не врожденно-наследственными факторами и анатомо-физиологическими нарушениями центральной нервной системы, а различными видами депривации (материнской, двигательной, сенсорной, психической, эмоциональной, социальной), средовыми влияниями и педагогической запущенностью.
  Шипицина Л.М. пишет, что: «Нарушения эмоциональной связи ребёнка с матерью является главной причиной депривации. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой возникновения у ребёнка чувства доверия к миру, который необходим для нормального развития личности.
  Очевидно, что разрыв или послабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное развитие ребёнка. Прекращение воздействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребёнка». Раз так, значит, возможно, устранение части искажений через правильно организованную систему медико - психолого - педагогической работы. Но для разработки и реализации психолого-педагогических программ, нацеленных на обеспечение психического здоровья и полноценного развития воспитанников, необходимо ясное понимание наличного уровня, недостатков и нарушений в развитии личности воспитанников в их соотнесённости с позитивной структурой развития человека.
  У ВИЧ-инфицированных детей можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.
  Проблемы социального характера проистекают не только из социального статуса ребёнка-сироты в детском доме, но и за счёт стигматизации, дискриминации и непроизвольного отталкивания со стороны педагогов, воспитателей, администрации. Постоянно делаются попытки сегрегации этой группы от остальных и изоляции их от социума.
  Проблемы медицинского характера обусловлены необходимостью лечения и реабилитации больных детей-сирот, а также наличием сочетанной патологии из-за поражения головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесённых родовых травм, нейроинфекции раннего детского возраста и многих других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части детей – выраженного невроза, обусловленного психическими травмами, связанными с ВИЧ-инфекцией, неблагополучием в бывшей семье и потерей родителей.
  Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской привязанности, ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми, а также дискриминацией окружающих. Эти факторы накладывают отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится  причиной агрессивности, эмоциональной холодности, и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома с ВИЧ-инфекцией.
  Проблемы педагогического характера связаны с социально - педагогической запущенностью ВИЧ-инфицированных детей-сирот. Это обусловлено частым переводом детей из одного учреждения в другое, отсутствием преемственности в обучении, недостаточностью педагогических кадров, осуществляющих сопровождение ВИЧ-инфицированных, частой астенизацией детей, регулярными госпитализациями, препятствующими регулярности обучения.
  Таким образом, социально-эмоциональные нарушения сопутствующие ВИЧ-инфекции, обуславливаются воздействием заболевания и могут приводить к дисгармонизации отношений личности с социальной средой, формируют у него внутреннюю напряжённость, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности (Шипицына, 2007).
  Поскольку такие дети чаще всего рождаются у ВИЧ-инфицированных матерей употребляющих ПАВ, то у них наблюдается сенсорное недоразвитие, задержка психического развития и интеллектуальная недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее ярко проявляющихся в особенностях эмоционально-личностной сферы (Шипицына, 2007).
 

Список используемой литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. 1968г. – 112с. www.wikipedia.org/wiki/ru
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные  психологические труды. М.: Воронеж, 1995г.
  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. / О.Б Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. -  М.: Издательство Владос – пресс, 2004г. – 264с.
  4. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред.  Л.М. Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 144с.
  5. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., 1977г. www.wikipedia.org/wiki/ru
  7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь. СПб.: прайм – Еврознак, 2007г. – 633с.
  8. Мищенко Т.П., Нарсия Р.С. Дети-сироты с ВИЧ-инфекцией в России, 2006г. www.hivrussia.ru/pub/2007/02.shtml
  9. Покровский В.В., Ермак Т.Н., Беляева В.В., Юрин О.Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение / Под общей ред. В.В. Покровского. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 496с.
  10. Рахманова А.Г., Воронин Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей. СПб: Питер, 2003. – 448с.
  11.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., «Школа-Пресс»,  2000г. - 416с.
  12.  Сопровождение ВИЧ-инфицированных детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения: Методические рекомендации /Под научн. ред. Шипицыной Л.М. СПб., 2006. – 52с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»