Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лукина Татьяна Юрьевна педагог-психолог Московская международная гимназия
 

Коррекционно-развивающие занятия необходимы школьникам, имеющим трудности в обучении, как из-за отставания в развитии отдельных психических функций (иногда сочетающихся с одаренностью в других областях), так и из-за общей психофизической ослабленности, а также детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб своему здоровью. Общим для этих групп детей является негативное отношение к обучению, страх неуспеха, неуверенность в своих силах, часто снижение самооценки.

В подобных случаях наиболее эффективна такая форма занятия как диада, успешно сочетающая в себе плюсы группового занятия (игровой, соревновательный моменты, возможность общения) и индивидуальной работы (возможность уделить больше внимания каждому ребенку отдельно).

В занятиях в диаде ведущими мотивами деятельности ребенка становятся:

  • мотив соревнования - желание победить в соревновании, проявить себя в нем с наилучшей стороны, а значит, мобилизовать все свои возможности для достижения цели;

  • мотив альтруизма - помогая другому, ребенок становится более уверенным в себе, начинает больше уважать себя и верить в свои возможности;

  • игровой мотив - во время игры внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков, снимается напряжение и страх не понять объясняемое, что способствует увеличению общей активности ребенка, мобилизации его потенциальных возможностей и дает ощущение легкости усвоения, то есть в конечном счете, формирует, по Л.С.Выготскому, единство аффекта и интеллекта.

Главное достоинство занятий в диаде - это возможность игры, ведь игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому что играть - это весело, интересно, легко, однако, это - то, что нравится, а с другой стороны - всякая игра есть испытание воли, действие, подчиненное правилу, а значит, и способ формировать произвольность.

Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, в потом и общего поведения ребенка. В процессе игры формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Занятия в диадах эффективны для повышения коммуникативных навыков ребенка:

  • умения предложить помощь и обратиться за ней;

  • мягко указать на ошибку и поощрить другого;

  • охранять собственный суверенитет и независимость;

  • сформировать адекватный образ "Я" и критичность к себе и др.

Важным является то, как дети взаимодействуют в рамках небольшого пространства при выполнении двигательных заданий, требующих большой амплитуды движений. Работая в диаде, ребенок вынужден ориентироваться на действия партнера и строить свою собственную траекторию движения относительно не только собственных желаний, но и траектории движения партнера по диаде, что способствует выстраиванию границ между собой и другими людьми, необходимых для адекватного социального взаимодействия. Например, прыжки на мяче вдвоем кроме развития моторики и пространственных представлений способствуют формированию собственного пространства. Можно говорить о развитии специфического диадического взаимодействия, имеющего собственные задачи:

  1. расширение векторов и типов социального взаимодействия ребенка через включение его в мини-группу;

  2. решение коррекционно-развивающих задач через опосредствование личностным взаимодействием;

  3. выработка адекватных поведенческих программ ребенка через проработку всех форм коммуникативного взаимодействия;

Можно выделить основные типы коммуникативного взаимодействия в диаде:

  1. Партнерство (кооперация):

  • детей друг с другом, в достижении общей задачи, поставленной перед ними психологом (совместное выполнение задания);

  • одного ребенка с психологом, для оказания помощи другому ребенку, находящемуся в затруднении, здесь ребенок по инициативе педагога выступает в роли котерапевта;

  • детей и психолога, в решении единой для всех задачи, например, в собирании пазла.

  1. Соперничество (конкуренция):

  • детей друг с другом, в данном случае психолог играет роль "бесстрастного судьи", замечающего ошибки каждой из сторон соревнования;

  • обоих детей с психологом, в данном случае конкуренция детей со взрослым обеспечивается путем их межличностной кооперации, это наиболее сложная форма коммуникации, поскольку несет в себе двухфазную программу:

  1. достижения партнерского взаимодействия друг с другом;

  2. объединения и направления усилий против "третьей стороны" - взрослого.

Сотрудничество между детьми для достижения общей цели - выиграть у педагога - может быть инициировано педагогом: "Сейчас вы одна команда, старайтесь меня обыграть", либо возникать спонтанно при самостоятельном объединении детей против педагога.

Весь курс коррекционно-развивающих занятий должен быть построен по принципу постоянной смены форм социального взаимодействия, что особенно важно для достижения гибкости в выборе ребенком формы и типа поведенческой реакции. Задачи психолога при работе с диадой:

  • поддержание и поощрение наиболее социально приемлемых и одобряемых форм общения между детьми;

  • поддержание благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

К преимуществу занятий в диадах относится расширение спектра взаимодействий ребенка и педагога: ребенок может предложить помощь, обратиться за помощью не только к педагогу, но и к сверстнику, он учится средствам взаимодействия и поощрения, педагог от стимуляции и поощрения все больше переходит к регуляции самоконтроля ребенка. Важно, что стимуляция активности одного из детей может возникать под действием собственной соревновательной мотивации детей в игре или при выполнении коррекционных заданий - желания ребенка выполнить задание лучше другого и получить поощрение от педагога.

Если в индивидуальных занятиях возможны только радикальные обращения педагога к ребенку, то в диаде они сочетаются с обращениями ко всем, к примеру, объяснение обоим детям правил игры или поощрение, даваемое обоим детям в конце занятия: "Вы сегодня молодцы, хорошо занимались". Обращения при занятиях в диаде к кому-то одному преследуют цель оказания помощи тому из детей, для которого выполнение данного задания вызывает больше трудностей, поощрение того из детей, который больше нуждается в подкреплении ("Ну, на этот раз ты выиграешь обязательно!"). В ситуациях, когда педагог преимущественно работает с одним из детей (к примеру проверяет домашнее задание одного ребенка), необходимо контролировать, чтобы второй ребенок не "выпадал" в этот момент из занятия, а выступал в роли помощника, также проверяющего задание своего партнера по диаде и подсказывающего при необходимости как исправить ошибку.

Можно выделить три типа обращений ребенка:

  1. к педагогу (за помощью, выражение эмоций по поводу задания, соревнование с педагогом, проявление потребности в общении и др.);

  2. к партнеру (соревнование с ним, оказание помощи, предложение помощи, предложение сотрудничества, совместное выполнение учебного задания);

  3. ко всем ("Я так не играю").

 

Литература:

Курдюкова С.В., Винникова Л.М., Казакова Т.Ю., Фролова О.С., Куртик С.Г.

Занятия в диаде как метод коррекции школьной неуспешности М., 2010

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы Ростов-наДону, 2008

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»