Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности внимания умственно отсталых школьников

Корюшкина Дина Вафаевна,
воспитатель школы 502
Санкт-Петербурга.

Присущие умственно отсталым школьникам грубые нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

По мнению ряда авторов, отличается своеобразием и непроизвольное внимание школьников с проблемами интеллектуального развития. Преобладание пассивного непроизвольного внимания у таких детей обусловливает патологически повышенную живость внимания и его чрезмерную отвлекаемость. Вследствие  этого школьники постоянно находятся во власти новых впечатлений, все их отвлекает, при появлении какого - нибудь  нового раздражителя они сразу же забывают то, что только что было предметом их внимания. Другие же, наоборот, внешне могут быть сосредоточены, выполняя даже самое простое действие. Могут совершенно не реагировать на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы у них остается крайне низкой, так как речь в этом случае идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время, когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы детей так же преобладает непроизвольное внимание. «Факт несоответствия внимания внешнему выражению отмечали многие авторы. В частности, А.Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания умственно отсталых школьников, пишет о том, что создается впечатление, что ученик обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и выразительности, а не на задаче.

В самом протекании, функционировании внимания умственно отсталых школьников имеет место ряд особенностей, таких, как трудность привлечения, переключения, невозможность активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.

Внимание школьников с умственной отсталостью, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредотачивается на них, как бы скользит по их поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что «внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормально развивающихся детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.

Легкость отвлечения внимания определяет у детей с умственно отсталостью потерю логического хода мысли. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Умственно отсталые школьники с преобладанием процесса возбуждения работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются, для них характерна удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность.

Школьники с умственной отсталостью, у которых преобладает процесс торможения, имеют самый низкий показатель устойчивости внимания, отличаясь этим от детей с неосложненной формой умственной отсталости, и от детей , у которых преобладает процесс возбуждения. У таких детей можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь ни на что, не реагируя, выполнять несложные действия.

Таким образом, можно смело утверждать, что нарушения внимания у школьников с умственной отсталостью выражены довольно сильно: практически ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом, не задетым особенностями этого вида отклонения в развитии психики.

Учитывая то, что в процессе школьного обучения от учащегося требуется постоянная, подчас весьма напряженная и целенаправленная концентрация психической деятельности, педагог в практике своей работы должен непрерывно совершенствовать приемы активизации, привлечения внимания к значимым объектам, удержания внимания в необходимом русле и на должном уровне.

 

 

 

Список литературы:

1.       Баскакова И.Л. «Внимание школьников-олигофренов», М., 1982.

2.       Мухина В.С. «Детская психология», М., 2000.

3.       Познавательные процессы и способности в обучении/ под ред. В.Н.Шадриковой, М., 1990.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»