Как научиться решать задачи?
Первые шаги всегда очень трудны, а особенно для детей с ЗПР. У этих детей при решении задач очень часто возникают трудности, и ребенок не задумываясь, говорит: «Я не умею…», а на самом деле, что не усею? Ведь все умеют считать примеры! Значит, не умею представить себе задачу, не умею выделить ее части. Давайте поучимся все вместе!
Правило первое:
«Без вопроса нет задачи. Чтобы решить задачу, надо ответить на поставленный вопрос».
Правило второе:
«Выбери правильно действие. Для этого надо помнить слова-подсказки:
Вместе- это «плюс»
Осталось – это «минус»
Если стало больше на –
Смело «плюс» пишем, друзья!
Если меньше, чем у тебя,
Значит «минус» ставлю я.
Правило третье: (самое серьезное) Внимательно посмотри, что тебе нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи. Если ты ответить можешь сразу, значит, задача эта решается одним действием.
А если для того, чтобы ответить на этот вопрос тебе необходимо найти еще какое-либо неизвестное, значит нужно сделать это и лишь затем ответить на вопрос задачи. Такая задача решается двумя действиями.
Желаю тебе успехов дружок!
А это твои помощники – схемы. Запомни их!
I. А. – 5 ш
?
М. – 4 ш.
5+4=9 (ш) .
Знак вопроса за скобкой стоит,
О чем же вопрос нам с тобой говорит?
Просит все вместе прибавить!
Значит нужно «плюс» поставить!
II. А. – 5 ш.
М. - ? ш. на 2 б.
5+2=7 (ш).
На 2 больше – все понятно,
Это, право, ерунда!
Это значит было столько ж
Да еще прибавим два!
III. Б. – 10 ш.
П. – 6 ш.
Ост. - ?
10-6=4 (ш).
Нам остаток отыскать
«Минус» помогает,
Потому что этот знак
Все время отнимает!
IV. А. – 10 ш.
М. - ? ш. на 2 ш. м.
10-2=8 (ш).
Если меньше, чем у кого-то,
Разве трудная работа?
Надо сколько было знать.
Ну, а лишнее – убрать!
(Или попросту – отнять!)
Урок-сказка на тему Закрепление решения задач на сравнение, на нахождение суммы и остатка.
Ход урока
-Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие. На чём мы можем попасть в сказку? Отгадайте! ( колётказс ) - сказколёт.
-Чтобы на нашем сказколёте поместились все дети, какое сказочное транспортное средство нам нужно?
-У вас на партах лежат ковры-самолёты. Какой они формы?
(Это квадрат.)
-Докажите, что это квадрат.
( Все стороны равны).
-Выбрать ковры-самолёты прямоугольной формы. Как доказать , что это прямоугольник?
(У прямоугольника противоположенные стороны равны).
-Докажите, что верхняя сторона больше боковой.
(Надо приложить короткую сторону к длинной).
Мы отправляемся в сказку, которая называется сТуепраелмюобкр (Теремок.) Чтобы составить слово, нужно использовать не все буквы, а только половину.
-Сколько зверей жило в теремке? (Ответы детей)
Проверим в конце урока.
-Кто в теремочке живет? (Учитель показывает лягушку)
Я лягушка-квакушка
К вам в гости пришла
И заданье принесла.
Кто примеры сосчитает,
Тот и слово прочитает.
3*5=
2*6=
2*2=
3*4=
10*2=
8*3=
3*9=
Проверяем: О-12,О-12 ,Л-4 , М-15,Д-20 ,Ц-27, Е-24.
Мышка:
Я, мышка-норушка.
Помогите поскорей-
Сколько ушей у 7 мышей? (проверяем)
Зайчик:
Про морковь сегодня мне задали задачу.
Я решить её не смог, кто из вас бы мне помог?
Задача
-На грядке выросла морковь
Я урожай уже собрал
И 9 морковок лосю отдал,
Себе оставил 12 морковок я;
Сколько ж было у меня?
(проверяем)
Волк:
Я принёс шары для вас
И заданье вам припас.
12 шариков по 2 надо разложить
И ребятам подарить.
(проверяем)
Лисичка:
Я лисичка-сестричка!
Я гуляла по тропинке
И несла грибы в корзинке.
5 сыроежек ,6 опят,
6 волнушек, 5 маслят.
Скажите мне скорей, друзья,
Сколько всего грибов у меня?
(проверяем, использовать приём группировки)
Медведь:
А я в теремке не поместился –
Подо мной бы теремок развалился.
Я зову вас на игру – «У медведя во бору».
Учитель:
Вот кончается урок. Закрываем теремок.
Проверяйте поскорей,
Сколько жило здесь зверей?
Чтобы было приятно нам с вами,
Лиса принесла корзину с грибами.
Кто всё точно решил,
Ничего не забыл – загляни в кузовок,
Возьми красный грибок!
Кто чуть-чуть ошибался,
Иногда сомневался –
Загляни в кузовок,
Возьми жёлтый грибок!
Кто решить ничего не сумел,
(Может кто – то устал, заболел)
Загляни в кузовок,
Возьми серый грибок!
Вместе:
Надо верить в то, что мы
Старательны, внимательны, умны!
Войтенок Валентина Николаевна
Учитель высшей категории
ГБОУ (VIIвида) школы № 561
Калининского района СПб