Урок литературного чтения в 6 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»
(адаптированная образовательная программа для учащихся с легкой умственной отсталостью)
Простые русские люди
Маркелова Елена Михайловна,
учитель русского языка ГБОУ школы №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:
-
Систематизировать полученные знания о красоте русской души простого человека и русской земли (природы)
Задачи урока
Образовательные:
-
Закреплять навыки беглого, выразительного чтения
-
Совершенствовать умение чтения текста по ролям
-
Учить находить в тексте описания красоты и величественности русской природы
Коррекционно-развивающие:
-
обогащать словарь
-
формировать навык правильного употребления слов в соответствии с их лексическим значением
-
развивать словесно-логическую память
-
устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
-
Воспитывать уважение и любовь к простым русским людям
-
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Оборудование:
На доске - эпиграф к уроку, выставка детских рисунков, проектор для показа презентации, которая используется в течение урока.
ХОД УРОКА.
I. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» и будем доказывать верность высказывания писателя (эпиграф на доске): «Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша русская земля».
- Ребята, посмотрите, какие замечательные рисунки вы выполнили дома. Можно сказать без ошибки, что вас взволновала судьба зайца, и никто не остался равнодушным. Это видно из ваших работ, и с этой частью домашнего задания вы справились прекрасно.
II. Проверка домашнего задания с дальнейшим разбором текста.
- Итак, проверяем дальше ваше домашнее задание.
Откройте учебники на стр. 27. Кратко вспомним содержание 1 части.
( Вызывается 1 ученик)
- Мы видим, как по-разному относятся к Ваниной просьбе ветеринар, человек, который обязан лечить животных, и простая женщина, бабка Анисья. Всей душой не принимаем позицию ветеринара.
- Докажите, что поход деда Лариона в город был для него делом очень важным и серьезным.
- Ответы детей, доказательство по тексту:
« Наутро дед надел чистые портянки и новые лапти, взял посох, кусок хлеба и побрел в город».
Дети вспоминают значение слов и объясняют, когда и почему люди одевают, по возможности, все новое и чистое.
Чтение по ролям разговора деда Лариона и аптекаря.
- Почему аптекарь с недовольством, но все-таки дал деду Лариону адрес детского врача?
Аптекарь не ответил, как ветеринар «Зажарь зайца с луком - деду будет закуска». Он принял сторону Лариона Малявина и тоже хотел, чтобы обожженный заяц выжил. И раз он дал адрес, значит, надеялся, что и врач поймет деда Лариона.
- Можно ли говорить о широте души русских людей?
Выразительное чтение отрывка о грозе.
- Какие сравнения использует автор, описывая гром, молнию, дождевые капли, пыльную дорогу?
- Сделайте вывод о величии и красоте русской природы.
Чтение по ролям разговора Карла Петровича и Лариона Малявина.
- Почему Карл Петрович согласился лечить зайца?
- О чем говорит тот факт, что жители городка интересовались лечением зайца? (о доброте, участливости)
- С кем можно сравнить московского профессора, который просил продать зайца? (с ветеринаром)
- Можно ли продать друга, спасителя?
- Почему, несмотря на трудности, непонимание некоторых людей, порой насмешки, дед Ларион все-таки добивался лечения зайца?
III. Чтение учителем 3 части
Словарная работа: сени, порох, гарь.
Текст заканчивается словами: “Тогда я понял все”.
- Что же понял автор?
- Какого зайца лечил дед?
- Искупил ли дед свою вину?
- Прошло ли у деда чувство вины перед зайцем, перед самим собой? Какие строчки текста это доказывают?
Дед был сильный мужественный человек, но в лесу, во время пожара, спасаясь от смерти, дед плакал от страха и кричал: “Погоди, милый, не беги так шибко!”
- Можно ли его за это осуждать? Докажите, почему?
(Поезд не мог уйти от такого огня, смерть настигала деда, хватала его за плечи)
- Почему дед обрадовался зайцу, как родному?
Именно от этого чувство вины не проходит.
- Как вы думаете, пойдет ли дед Ларион еще охотиться на зайцев? Почему?
- Итак, обращаемся вновь к нашему эпиграфу: «Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Мы полностью доказали верность слов Паустовского.
IV. Итог урока, рефлексия, оценивание учащихся.
V. Домашнее задание.
1 группа - пересказ 3 части
2 группа - выразительное чтение
Рисунок с подписью - по желанию.