Осуществление идей новой школы с детьми с нарушениями речи
Яблочкова Е.Г., Маркова Е.О.,
ГБОУ «Школа-центр «Динамика» №616
Здоровье человека- это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психического статуса при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменившейся окружающей среде, использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья.
Здоровье каждого ребенка, как и он сам, является национальным достоянием России. К сожалению, в нашей стране, состояние детей ( физическое, психическое и социальное) вызывает много негативных вопросов.
Одним из возможных решений этой непростой ситуации – концепция «наша новая школа».
В настоящее время ухудшение состояния здоровья детей связано с ухудшением условий жизни, снижением функций иммунной системы, проблемной наследственности, неоправданно завышенными интересом к использованию интернета и телевидения, особенностями географического положения Санкт-Петербурга.
Ни для кого не секрет, что в школе проходит 11 лет жизни детей, это период, когда закладываются основы развития личности и здоровья человека.
Судя по статистике, количество детей с нарушениями речи, которые начинают обучение в общеобразовательных школах не снижается, а увеличивается с каждым годом.
Для этой категории учеников характерно:
- Нарушения концентрации внимания и восприятия;
- Нарушение памяти;
- Низкая работоспособность;
- Быстрая утомляемость, истощаемость;
- Нарушение иннервации речевой мускулатуры;
- Моторная неловкость;
- Большой процент хронических и общих заболеваний.
Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями. Поэтому, нужно совершенствовать профессиональную и коммуникативную компетентность учителей в области воспитания, образования, сохранения и формирования здоровья учащихся.
Знание специальных методов в работе с данной категорией воспитанников позволит учителям начальной школы создать адаптивную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию этих детей в общеобразовательных учреждениях, улучшить результаты учебной деятельности и уровень здоровья учеников, т.к. уровень развития речи является одним из основных индикаторов физического здоровья человека. В учебно-воспитательный процесс желательно включать приемы, направленные на развитие здоровья.
В качестве профилактических мер необходимо использовать:
- Регулярную диспансеризацию;
- Упражнения для активизации работы головного мозга;
- Физические упражнения для релаксации речевой мускулатуры;
- Сбалансированное питание;
- Витаминизацию;
- Физкультурно-оздоровительную работу;
- Создавать благоприятный психологический фон уроков;
- Санитарно-гигиенические условия (температурное соответствие, чистота, световой режим, проветривание) ;
- Антистрессовую педагогическую тактику.
Особое внимание нужно уделять консультативной работе:
- Консультации невропатологов;
- Психологов;
- Логопедов;
-Информационные стенды;
- Работа по пропаганде здорового образа жизни.
Местом формирования здорового образа жизни часто является не семья, где пример родителей бывает негативным, не медицинские учреждения, а система образования. Однако взаимодействовать с семьей по вопросу сохранения, укрепления здоровья детей необходимо. Это может быть:
- Социальное партнерство;
- Родительский всеобуч по вопросам здоровья;
- Сопровождение раннего семейного воспитания по вопросам здорового образа жизни;
- On-lineконференции с родителями.
Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрана психического здоровья, а организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать. Практическая реализация идея сохранения здоровья должна осуществляться, основываясь на принципах учета специфики данной группы детей, состояния их здоровья, индивидуальных особенностей.
Результатом реализации этих идей должно стать индивидуальное здоровье ребенка, что будет в дальнейшем способствовать выполнению человеком профессиональных и общественных функций в оптимальных для здоровья условиях и станет залогом воспитания здорового ребенка, ученика, гражданина.