Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предметно-развивающая среда как зона непосредственной
активности детей и подростков с нарушениями интеллекта

Фоменко Оксана Петровна;
Гладык Татьяна Романовна,
воспитатели Государственного бюджетного стационарного
учреждения социального обслуживания Детский дом-интернат
для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями
умственного развития № 1 Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
The subject-developing environment as a zone of direct activity of children and adolescents with intellectual disabilities
                                                                                          Fomenko Oksana Petrovna

Gladyk Tatiana Romanovna
Educators of the State Budgetary in-patient institution of social services Children's home-boarding school for disabled children and invalids since childhood with intellectual disabilities No. 1
St. Petersburg
Аннотация
Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие.
Ключевые слова
образовательная среда, дети с нарушениями интеллекта, предметно-развивающее пространство
Annotation
        The environment is a space around a person, a zone of direct activity of the individual, his development and actions. It is known that this factor can either inhibit the development of the child, or stimulate its development.
Keywords
educational environment, children with intellectual disabilities, subject-developing space
 
Главным условием проведения качественной коррекционно-воспитательной работы является обучение детей с погружением в предметно-развивающую среду. Наш детский дом-интернат – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим. Для создания целостной системы здоровьесбережения воспитанников с особыми познавательными потребностями очень важным является организация предметно-развивающей среды.
Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие.
Согласно Статье 4, Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц,  «...Семьи, где имеется умственно отсталый, должны получать помощь и, если умственно отсталое лицо находится в специальном заведении, «среда и условия жизни» должны «как можно меньше отличаться от условий обычной жизни…». Рассматривая предметно-развивающую среду  в детском доме, коррекционная педагогика  выделяет в среде ее коррекционную направленность, которая  обусловлена  особенностями психофизического развития детей с отклонениями в развитии. 
Внедрение в практику новых подходов в организацию предметно – развивающей среды способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья детей с ОВЗ, развитию познавательной активности творческих способностей; формированию коммуникативных навыков; развитию способностей к совместным действиям в быту, на занятиях, в игровой деятельности; развитию двигательной активности.
Предметно-развивающая среда базируется на учете «зоны актуального развития ребенка» и определяет условия для формирования «зоны ближайшего развития». Одним из общих правил организации среды является критерий ее доступности для ребенка, соответствие санитарно-гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей. Развивающая среда должна быть удобной, целесообразной, вариативной, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставлять ребёнку свободу, создавать образ того или иного процесса, строиться на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. В связи с этим групповые помещения мы организовываем с учетом реализации потребности детей в движении, половозрастными особенностями детей, уровнем их развития, требованиями программы.
Пространство группы можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи обучения и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.
К началу учебного года была подготовлена развивающая среда в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время. Проводится  работа по пополнению методических и дидактических подборок.
Педагогический коллектив активно использует предметно-развивающее пространство для успешного осуществления воспитания и обучения детей, т.к. для обеспечения познавательного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми. Позиция не «рядом», не «над», а «вместе», позволяет обеспечить чувство психологической защищенности детей, доверия к миру, радости существования.
Пространство группы адаптировано для проведения индивидуальных и групповых занятий, имеет пять развивающих зон. В групповой комнате есть яркий стенд с доступным детям изображением. Стенд несет информацию о составе воспитанников группы, расписании занятий, режиме дня, времени года.
В помещении группы располагается зона оздоровления и двигательного развития, направленная на создание условий для формирования двигательных умений и навыков и коррекции двигательных нарушений, воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. В комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы, подбор которых определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей: полифункциональное оборудование ПКФ «Альма»: складные маты, модули, пуфики, мячи разных размеров, фитболы, обручи, веревочки, игрушки «Ветерок», массажные мячики и т. д.
Дети с ТМНР могут иметь различные двигательные ограничения, однако эмоциональная вовлеченность в игру-занятие, мотивирует воспитанников к совершению самостоятельных  действий, движений с использованием разных пособий (ходьба по дорожке, бревнышку, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре, сенсорным тропинкам, «следочкам»  и др.). Воспитанники любят  играть  с  кеглями, мячами, пролезать в «Тоннель», в обруч,  под скакалками,  походить  босиком  по    дорожкам, кататься в тренажере «Перекати поле» и соревноваться в малой эстафете через полосу препятствий.
В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость. Оборудование расположено таким образом, чтобы предоставить в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности.
Важную роль в зоне оздоровления и двигательного развития отведена стенду с визуальным расписанием, поскольку именно в этой зоне после утреннего приветствия и физкультурных разминок дети совместно с воспитателем планируют, чем будут заниматься, обсуждают, какое время года и погодные условия в этот день. Дети вывешивают на стенд соответствующие карточки и мелкие предметы-символы данного вида деятельности. По мере наступления какого-либо вида деятельности работа с карточкой и символом продолжается в учебной зоне.
Учебная зона представлена комплектом детской мебели, подобранной по росту детей в соответствии с требованиями СанПиН. Имеется доска для письма мелом, крепления магнитами, ковролиновая доска, для работы с различным дидактическим материалом. В пространстве учебной зоны расположены уголки коррекционно-развивающей направленности. Материалы и пособия активно используются в коррекционно-развивающем процессе, воспитательных мероприятиях.
Учебная зона укомплектована материалами для развития кинестетической и тактильной чувствительности, пространственного восприятия. В распоряжении педагогов множество дидактических материалов и пособий, с помощью которых ребенок изучает свойства и характеристики различных предметов – их цвет, форму, размеры, учится сравнивать их и манипулировать ими. Для достижения наибольшей эффективности при развитии сенсорной чувствительности детей подобраны аудиокассеты и диски с разнохарактерной музыкой (релаксационной, активизирующей, с природными шумами, голосами птиц, с детскими песенками и т.д.). Материалы подобраны так, чтобы у ребенка одновременно была задействована не одна сенсорная модальность, а несколько. С каждым ребенком индивидуально прорабатываются ощущения, акцентируется внимание, прежде всего на одном чувстве, это необходимо, т.к. ребенка нужно научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Ребенок при этом учится дифференцировать, начиная с контрастных сравнений, распределять по парам, различать форму, величину, цвет.
При работе с детьми с особыми образовательными потребностями среди множества методов и технологий, наиболее эффективным считаю игры с природными материалами, водой,  песком, с бросовым материалом: «Налей воду в таз», «Наполни сосуд», «Поймай шарики (по цвету, величине)», Собери грибочки», «Наполни ведерки каштанами», «Пускаем кораблики», «Поймай рыбку», «Следы на песке», «Найди предмет в песке», «Печем куличики», «Собери фасоль по цвету», «Разложи шишки в ведерки» и т.п. Эти  игры-занятия вызывают у детей  очень большой интерес, не приводят при этом к перевозбуждению и расторможенности, позволяют научить ребенка простым действиям, что помогает при формировании навыков самообслуживания и трудовых навыков.
Для ознакомления с окружающим и развития речи использую наборы дидактических картинок и демонстрационных картин по лексическим темам («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Животные» и др.), а также детскую художественную иллюстрированную литературу. Игры с предметами и орудиями проводятся индивидуально, а затем  небольшими подгруппами, по мере овладения действиями.
В процессе отобразительных игр знакомлю детей с куклой, формируем особое отношение к кукле как к ребёнку; знакомим с предметами, необходимыми для игры с куклой (одежда, посуда, мебель); учу  различать игрушки по назначению;  выполнять последовательную цепочку игровых действий: мытьё куклы, раздевание и одевание, уборка  постели,  сервировка кукольного стола и т.п.   В играх использую реальные предметы ближайшего окружения. Дети могут видеть постоянно, их применение в быту. В играх с бытовыми предметами-орудиями педагогический замысел реализуется в процессе совместной игры, направленной на развитие самостоятельности детей, воспитание у них интереса к элементарной трудовой деятельности. Это такие игры как: «Наливаем чай в чашки», «Угостим куклу чаем», «Делай, как я», «Накроем кастрюли крышками», «Купание куклы Кати», и другие.
При проведении занятий художественно-эстетической направленности знакомлю ребенка с основными качествами материала, показываю последовательность действий,   наблюдаю за реакцией ребенка, в процессе такого взаимодействия. В своей работе использую методы и приемы: «рука в руку», объяснение, показ, наблюдение. После этого предлагаю ребенку попробовать самому поработать с материалом. Эти методы и приемы оказались наиболее эффективными, ещё и потому, что у ребенка возникает чувство доверия, он чувствует себя защищенным.
Дети проявляют интерес к рисованию, лепке, аппликации, Дети рисуют прямые и волнистые линии карандашами, фломастерами, мелом, мелками; учатся рисовать краской приемам примакивания кистью, касанием пальца, тампоном из поролона. Совместно с детьми выполняем аппликации из готовых форм, работаем с пластилином. В уголке творчества есть доска для мелков «Слоненок», на которой дети могут рисовать в любое время.
При поступлении ребенка на группу проводится специальная работа по адаптации ребенка для того чтобы дать почувствовать ребенку, чтобы снизить его психоэмоциональное напряжение. Ребенка знакомят с помещениями группы, его местом за столом, в спальне, в туалетной комнате. В общении с ребенком происходит оценка уровня развития его коммуникативных навыков.
Этому способствует особое место в учебной зоне - уголок средств альтернативной дополнительной коммуникации. Данные средства предоставляют в распоряже­ние «неговорящего» ребенка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
 В  Конвенции  ООН  о  защите  прав  детей  четко  обозначено  право  каждого ребенка  на  коммуникацию,  на  выражение  своих  мыслей,  взглядов  и  идей,  на  то, чтобы эти взгляды и мысли были восприняты в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Каждый взрослый, общаясь с ребенком должен помнить, что ребенок имеет право  спрашивать,  отказываться  или  соглашаться,   инициировать  совместную деятельность,  знать  о  том,  что  происходит,  быть  активным  участником  разговора.
Коммуникативный уголок содержит индивидуальные ячейки с альбомами, содержащими знакомые картинки изображений реальных предметов, реальные предметы, актуальные для ребенка на данном этапе развития, коммуникативные системы «Я хочу» и системы для выбора одного предмета из множества для детей, указывающих взглядом. Использование такой формы взаимосвязи подходит детям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющим дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодейс­твия дети учатся использовать реальные предметы (мини-копии), для обозначения предметных действий: «пить – чашка», «кушать – ложка», «идти на про­гулку – шапка», «книга – заниматься» и т. д.. Некоторые ребята могут попросить угощение, указывая на предмет-символ «банан», «пряник», попроситься в туалет, демонстрируя «кукольный горшок».
Для работы с детьми мы изготавливаем коммуникативные книги «Игрушки», «Признаки предметов», «Выбор игры», «Животные», набор картинок по категориям с жестовым сопровождением. В арсенале уголка есть игрушки, способствующие усвоению детьми понятий «Да», «Нет», «Стоп» («Хватит»), «Хорошо», «Плохо». Обучая воспитанников навыкам альтернативной коммуникации пользуюсь дидактическими играми на соотнесение предмета с реальным изображением, с картинкой, словом. Для этого в коммуникативном уголке есть игровые наборы «Продукты», «Предметы», «Одежда».
В коммуникативном уголке проходит второй этап работы с визуальным расписанием. На ковролиновую доску дети крепят карточку с фотографией реального предмета, символизирующего запланированный вид деятельности. Например: карточка с изображением «книги» обозначает, что дети будут «заниматься». После окончания занятия дети снимают карточку с доски и кладут в «Ящик выполненных дел». Чаще всего дети используют  карточки, наиболее знакомых для них режимных моментов. Это еда, игра, прогулка, умывание, сон. Однако, некоторые дети не могут выделить требуемое изображение, предмет из общего фона, однако необходимо наблюдать за направлением их взгляда, возможным колебанием тела для выяснения того, что хочет этот ребенок. Для поддержки мотивации к общению и дальнейшего развития коммуникативных навыков, на поверхность столов, за которыми сидят дети, также прикреплены фото предметов, на которые можно указать, выражая свою просьбу.
В процессе обучения воспитанники учатся осознавать начало текущего режимного момента и обозначать своим действием его завершение, что способствует развитию их пространственно-временной ориентировки.
Учебная зона способствует развитию представлений о себе, ознакомлению с окружающим миром, творческому и художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Зона развивающих игр и занятий используется для осуществления игрового взаимодействия с детьми, что позволяет реализовать развивающую функцию. Здесь имеются места с гаражами, ковриком с дорогами и машинами, куклы, посуда – для девочек, что соответствует принципу учета половых и возрастных особенностей. Здесь можно позаниматься за столом, а затем повернуться к игрушкам и поиграть, что соответствует принципу открытости-закрытости среды.
Игровая зона – зона повседневной жизни, уникальное место, где дети с особыми образовательными потребностями  учатся все делать самостоятельно: одеваться, причесываться, мыть, рассыпать и собирать, сервировать стол, укладывать спать куклу и многое другое, без чего невозможна полноценная реальная жизнь. Именно тут дети развивают внимание, учатся концентрироваться и достигать поставленной цели.
В распоряжении детей «Театрализованный уголок», который располагает различными видами инвентаря. Имеется  ширма за которой можно поиграть, посмотреть спектакль или просто спрятаться. В процессе музыкальных игр ала у детей развивается слуховое внимание и сосредоточение: дети  определяют источник звука;  различают звуки по качеству звучания: высоте  (высоко – низко), длительности (долгий – короткий), силе (громко – тихо), темпу (быстро – медленно), передаютм ритм  звучания движениями рук, хлопками; имитируют движения  животных; различают музыку по характеру (колыбельную и энергичную плясовую музыку), передавают характер музыки в движениях.
Большим интересом у воспитанников пользуется «Уголок ряженья» и чемодан с масками, костюмами: одни дети лишь направляют взгляд, рассматривают предметы, бросают, перебирают игрушки, маски, костюмы. В то время как другие уже умеют выбрать себе костюм и самостоятельно надеть его, демонстрируя свой успех и красоту.  Во время музыкальных праздников, игр и занятий атрибуты театрального, музыкального уголка и уголка ряженья используются в единой связи, что способствует формированию представлений о первоначальном образе Я и комплексному художественно-эстетическому развитию воспитанников. 
Зона развивающих игр и занятий способствует формированию представлений о себе и окружающем мире, познавательному развитию детей с ТМНР, развитию зрительно-двигательной координации, восприятия, внимания, усидчивости и интереса к игровой деятельности. Совместные игры формируют доверительные отношения между взрослым и детьми, обучают выражению потребностей, развивают коммуникативные навыки.
В помещении игровой комнаты находится зона досуга и развлечений. Зона оборудована мягкой мебелью, напольным покрытием, магнитофоном с дисками и кассетами для релаксации, DVD проигрывателем для просмотра видео записей и мультфильмов. Имеются мягкие игрушки, набор «Строитель» для свободного конструирования. В помещении выделено  большое  открытое  пространство, где детям предоставлена возможность расслабиться лежа на полу, играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями, играми и материалами по сенсорному развитию, играми по развитию движений.    Информация в коммуникативном уголке помогает детям ориентироваться в текущем моменте деятельности, времени года, погодных условиях.
В зоне «бытовой самостоятельности» ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании. Он учится обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, мылом, губкой.
Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность. Формирование бытовой самостоятельности осуществляется в процессе упражнений по отработке действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении. Вначале действия выполняются совместно с взрослым, затем по подражанию действиям педагога, с комментариями каждого действия. Каждый этап показа сменяется практическими действиями воспитанников, которые осуществляются с опорой на таблицы, схемы, отражающие этапы выполнения задания. В дальнейшем упражнения детей осуществляются по словесной инструкции педагога, чередующейся с вопросами к детям.
В рамках исполнения государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в душевой комнате для детей создана доступная среда – имеются ростовые подставки к раковинам, банкетки для одевания после душа; регулируемые душевые лейки, поручни в ванне и у раковин для умывания, противоскользящие ленты на полу. Для каждого ребенка создла индивидуальный гигиенический уголок. Многие дети научились открывать и закрывать кран; протягивать руки под струю воды; брать в руки мыло, умывать, лицо и даже чистить нос, что весьма затруднительно для детей с ТМНР. Почти все ребята сами держат зубные щетки, чистят зубы при поддержке взрослого, учатся расчёсывать волосы перед зеркалом.
При посещении туалетной комнаты дети пользуются детскими сидениями на унитазе, детскими горшками, ортопедическим креслом-горшком. Туалетная комната оборудована стационарными и подъемными поручнями для удобства использования. Все дети регулярно снабжаются подгузниками по ИПР, одноразовыми пеленками, простынями, нагрудниками для приема пищи и гигиеническими салфетками.
Зона «бытовой самостоятельности» это не только душевая комната и туалет. Это и столовая, где происходит обучение приему пищи и поведению за столом, воспитываются навыки опрятности и культуры еды. И спальная комната, где дети погружаются в уютную атмосферу тишины, сложив свои вещи на прикроватный стульчик. В помещении игровой комнаты дети учатся одеваться на прогулку самостоятельно и с помощью персонала, простую одежду с застежками, пуговицами, молниями, шнурками. Коммуникативные ленты-подсказки помогают запомнить порядок раздевания - одевания в туалете, в спальне, при сборе  на улицу. Здесь же дети могут поиграть в дидактические игры «Найди пару», «Чего не хватает», Во что одета кукла Ляля?» и др.
Собравшись на прогулку, воспитанники подбирают себе любимые игрушки для похода на дворовый участок и спускаются на улицу по пандусу. Пандус оборудован трехуровневыми перилами в соответствии с ростом ребенка. Для детей, не владеющих навыками ходьбы, имеется коляска, можно воспользоваться лифтом. При пользовании лифтом дети научились выполнять определенные этапы посадки по инструкции педагога. Выстраиваются друг за другом, быстро входят в лифт, поворачиваются во время движения лицом к выходу  и организованно выходят. При этом воспитанники научились ориентироваться, каким лифтом они пользуются и где расположена входная дверь в группу.
Дворовый участок представляет собой участок зеленых насаждений с беседкой, крытым столом для настольных игр, качелями с навесом. В летний период в жаркую погоду на площадку детям устанавливается детский бассейн размером 1,25 м на 0,25 м. Воспитанники имеют возможность прогуляться в парковую зону березовой рощи, полюбоваться растениями в оранжерее, поиграть и покататься с горки на детской площадке Детского дома-интерната №1.
Любой ребенок развивается на фоне среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств. В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении. «Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря - просто игра ума».
Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. Это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды. Современные подходы к ребёнку предполагают более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностно - ориентированный способ взаимодействии – в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий.
Создавая предметно - развивающую среду мы стараемся сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»