Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие и нормализация движений у детей с ДЦП

Виноградова Надежда Ивановна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
Воспитатель высшей категории,
Почетный работник общего образования Российской Федерации,
ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом.

Основной  задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация  движений. Взрослые должны не только содействовать движениям ребенка, но и улучшать их качество.

Двигательное развитие ребенка непосредственно влияет на общее развитие, в частности, на формирование речи, психики, интеллекта, развитие зрительной, слуховой и тактильной систем.

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления, купания, игры и т.д. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка.

С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных  приспособлений в виде больших мячей, валиков, качалок, поручней и т.д.

  При  обучении движениям детей с церебральным параличом решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных  нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики.  Более того, дети,  находящиеся на одинаковом уровне развития моторики  испытывают разные трудности при ходьбе, манипуляциях с предметами.

Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны. Отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие - вялы, малоподвижны. Они не используют даже имеющиеся двигательные возможности, требуют постоянной стимуляции к движению. Вялых, малоактивных детей надо постоянно заинтересовывать, предлагать доступные задания, выполнение которых побуждало бы их к дальнейшим действиям. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности, выдержки. Особое внимание уделяется тем двигательным навыкам, которые более необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно - практическую деятельность, самообслуживание.

Развитие движений способствует развитию координации и ориентировке в  пространстве. Большинство упражнений предлагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений.

 Большие трудности возникают у детей с ДЦП  при овладении умением расстегивать и застегивать пуговицы. Родителям придется запастись терпением и доброжелательным отношением к ребенку на время, необходимое для обучения этому навыку.

Обучая застегиванию и расстегиванию пуговиц, уместно использовать свои личные вещи, вначале желательно с крупными пуговицами. Просите ребенка «помочь» вам расстегнуть пуговицы на пальто, куртке, халате, пиджаке. Сначала делайте это вместе с ребенком, потом пусть он застегивает и расстегивает пуговицы самостоятельно.

Можно самим сделать нехитрое пособие – нашить на полоску толстой материи (сукно, шерсть, полотно) крупные пуговицы сначала две-три (потом увеличить их количество), на второй полоске прорезать отверстия – и упражнять детей в застегивании и расстегивании пуговиц, хваля их за старание. Позднее такую работу надо проводить с пуговицами меньшего размера. Для этого можно срезать планки со старых вещей – наволочек, рубашек, кофточек.

После того как дети овладеют навыком застегивания, добивайтесь, чтобы они сами застегивали пуговицы на своих вещах.

Труднее дается ребенку расстегивание, обычной реакцией на это бывают либо слёзы, либо просьба помочь, либо вырывание пуговицы с «мясом». Необходимо терпеливо добиваться от ребёнка правильного выполнения задания, формируя  у него, таким образом, умение достигать цели через преодоление трудностей.

Шнуровка ботинок – тоже трудное и кропотливое дело, обучая которому не забывайте об игровом моменте. Начните с обводки крупных фигур различных животных, образцы которых можно взять из детских книжек-раскрасок. Сначала переведите фигурку через копировальную бумагу на картон, вырежьте ее и покажите ребенку, как выполнить обводку. В раннем возрасте дети могут выполнять обводку либо геометрических фигур, либо используя готовые пластмассовые контуры.

На выполненной вами картонной фигуре зайца, матрешки или любой другой наколите перфоратором отверстия на расстоянии друг от друга 2 см, так, чтобы через эти отверстия впереди иглой  можно было пропустить круглый шнурок, ленту или тонкую веревку.

Работа эта трудная, задание нужно несколько раз повторить, только затем предложить ребенку вдеть шнурок, сначала с вашей помощью, а уж потом самостоятельно. В дальнейшем, при соблюдении осторожности (чтобы ребенок не наколол пальцев), можно усложнить работу, выполняя ее штопальной иглой с толстой цветной ниткой.

Иногда на бумаге фигурки обозначаются точками или штрихами, чтобы, обведя их карандашом, дети увидели конкретный образ. Затем фигурки прошиваются вперед иглой.

Завязывание шнурков тоже дается детям с трудом. Поэтому сначала неплохо попрактиковать их в завязывании банта кукле, на своем платье, научить перевязывать пакеты с подарками для мамы, для братьев и сестер к Новому году, дням рождения – это приучает к аккуратности и воспитывает эстетические чувства.

Учить вставлять ключ в замок начните с помощью заводной игрушки. Потом можно обратиться к окружающей ребенка обстановке, попросить его закрыть и открыть замок в шкафу, серванте, ящике стола, буфете.

В более старшем  возрасте следует научить ребенка пользоваться ключом входной двери, навешивать и снимать цепочку, чтобы в экстренных случаях он мог сам открыть дверь, но предостеречь, чтобы не открывал дверь чужим людям.

Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности можно использовать следующие упражнения:

• выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;

• нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;

• сортировка  бобов, фасоли, гороха, а также гречки, риса  одной,  а затем двумя руками одновременно;

• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

• завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

• подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;

• наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;

• собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);

• нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);

• игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т. д.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы). В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»