Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Некоторые приемы постановки звуков и устранения их дефектов

 

Васильева Елизавета Ивановна,
учитель индивидуальных занятий
по развитию речевого слуха и формированию
произносительной стороны речи
Государственного казенного образовательного
учреждения Республики Саха (Якутия)
«Республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
Iвида»

Проблеме обследования, изучения дефектов  произношения глухих школьников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е.И.Андреевой, Н. И.Беловой, К.А.Волковой, Э.И.Леонгард, Е.Ф.Рау, Ф. Ф. Рау, Н.Ф.Слезиной, Н. Д. Шматко.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения. В настоящее время в школе глухих широко используется остаточный слух учащихся, что существенно помогает им в восприятии устной речи, способствует улучшению произношения и повышению внятности речи. Звукоусиливающая аппаратура позволяет неслышащему ребенку по подражанию, путем выработок соответствующих дифференцировок овладеть тем или иным элементом произношения, в том числе и рядом звуков. Но в некоторых случаях, различая на слух правильное и дефектное произношение, учащийся  самостоятельно не может воспроизвести данный звук и нуждается в систематической работе.

За многолетний опыт работы с глухими детьми у меня накопились некоторые приемы, при помощи которых удавалось добиться правильного произношения.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами [2; с. 72]. Хочется обратить внимание еще на одно обстоятельство. Обычно при постановке звука с или при устранении недостатков его произношения дают ощутить струю воздуха на тыльную сторону ладони. Лучше делать этот показ на указательный палец, который слегка перемещается влево-вправо у центра ротовой полости, как бы пересекая узкую, упругую струю воздуха. Такой показ дает возможность ученику лучше понять, что воздух при звуке с идет сильной струей именно по центру языка, а не по бокам (поднесение пальца к углам рта показывает отсутствие струи воздуха сбоку)

Для получения чистого произношения применяется двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят  язык в зазубное положение.

Прежде чем начать обучение произношению звука с, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук.

Полученный звук с  ребенок не должен сразу пытаться произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры – предлагается  воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п.

Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам [1; с. 57].

Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее педагога  спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи.

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков тис, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ученика просят произнести звук т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, предлагаю ребенку произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно: верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс: сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом педагог удерживает его кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога педагог слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.

 

Литература

 

1.     Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008.

2.     Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих детей: пособие для учителя. – М., Просвещение, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»