Некоторые приемы постановки звуков и устранения их дефектов
Васильева Елизавета Ивановна,
учитель индивидуальных занятий
по развитию речевого слуха и формированию
произносительной стороны речи
Государственного казенного образовательного
учреждения Республики Саха (Якутия)
«Республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат Iвида»
Проблеме обследования, изучения дефектов произношения глухих школьников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е.И.Андреевой, Н. И.Беловой, К.А.Волковой, Э.И.Леонгард, Е.Ф.Рау, Ф. Ф. Рау, Н.Ф.Слезиной, Н. Д. Шматко.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения. В настоящее время в школе глухих широко используется остаточный слух учащихся, что существенно помогает им в восприятии устной речи, способствует улучшению произношения и повышению внятности речи. Звукоусиливающая аппаратура позволяет неслышащему ребенку по подражанию, путем выработок соответствующих дифференцировок овладеть тем или иным элементом произношения, в том числе и рядом звуков. Но в некоторых случаях, различая на слух правильное и дефектное произношение, учащийся самостоятельно не может воспроизвести данный звук и нуждается в систематической работе.
За многолетний опыт работы с глухими детьми у меня накопились некоторые приемы, при помощи которых удавалось добиться правильного произношения.
При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами [2; с. 72]. Хочется обратить внимание еще на одно обстоятельство. Обычно при постановке звука с или при устранении недостатков его произношения дают ощутить струю воздуха на тыльную сторону ладони. Лучше делать этот показ на указательный палец, который слегка перемещается влево-вправо у центра ротовой полости, как бы пересекая узкую, упругую струю воздуха. Такой показ дает возможность ученику лучше понять, что воздух при звуке с идет сильной струей именно по центру языка, а не по бокам (поднесение пальца к углам рта показывает отсутствие струи воздуха сбоку)
Для получения чистого произношения применяется двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.
Прежде чем начать обучение произношению звука с, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук.
Полученный звук с ребенок не должен сразу пытаться произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры – предлагается воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п.
Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.
После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам [1; с. 57].
Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее педагога спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи.
Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.
Звук ц сложный, он состоит из звуков тис, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».
Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.
Звук ц ставится от звука т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ученика просят произнести звук т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят тис. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, предлагаю ребенку произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно: верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс: сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом педагог удерживает его кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога педагог слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.
Литература
1. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. – М.: ВЛАДОС, 2008.
2. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих детей: пособие для учителя. – М., Просвещение, 1981.