Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Конышева Надежда Александровна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог
ГБДОУ детского сада №113 Санкт-Петербурга
В психологии и педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном развитии ребёнка.
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т.е. развития личности ребёнка в целом.(9)
Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п. и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Хорошо известно, что именно сенсорное воспитание ребенка являлось центральной проблемой педагогики на протяжении целых эпох.
Интерес к ней выражен и у психологов, и у педагогов, как теоретиков, так и практиков. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, П.Песталоцци), а также известные представители отечественной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П.Усова, Н.А. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Игра- это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. (5)
В игре как в будущем виде деятельности активно формируются, или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель - запомнить и припомнить, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М.Истомина и др.). В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы трудового обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.(4)
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игр событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт. С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги - практики, опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр (“Разговорчивые пальчики” Т.Ю. Бардышева, “Наши пальчики играют” М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина, ” Ладушки” О.И. Крупенчук). В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: ”Угадай по описанию”, “Скажи наоборот”, “Поймай рыбку”, “Сложи картинку” и т. п.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в “чудесный мешочек”,нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку, кто кричит (кошка, собака, петушок и т.д.) и др. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. (6)
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. В педагогическом процессе дошкольного учреждения игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей. Поэтому, как подчеркивает В.Т.Кудрявцев, дидактические игры надо рассматривать не только как средство обучения, но в большей степени как средство развития творческихпознавательных способностей и только на этой почве – в качестве средства подготовки к деятельности. Этим обусловлены и требования к дидактическим играм - обогащенность проблемным содержанием, вариативность, постепенная усложняемость по содержанию и структуре.
Ранний возраст является таким периодом в жизни человека, когда происходят бурные изменения в физиологическом, психическом и социальном его развитии. Развитие ребенка происходит только в деятельности. Малыш познает разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т.д., овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением, т.е. развивается предметно- орудийная деятельность, в процессе которой, в свою очередь, еще более расширяется, обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Таким образом, идет интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: знание цветов, форм, величин и т.п.), восприятие является ведущим познавательным процессом. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Так, в процессе действий с предметами выделяются их отдельные признаки, предметы сравниваются между собой и обобщаются по данному признаку наглядно-действенным способом. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных действий: анализа, синтеза, сравнения.
Разделу “Игра” не случайно отведено центральное место в программе воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике ребенка с интеллектуальной недостаточностью, подготовки к обучению в школе. Игровая деятельность ребенка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. В педагогике большое значение отводится дидактическим играм. Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая ее особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у ребенка дидактической игры.(1).
Перед дефектологами, работающими в группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нем наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых является дидактическая игра.
Таким образом, благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умение решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и даже в словесном плане. Важным условием результативного использования дидактических игр является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Для занятий с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:
1. Игрушки для нанизывания (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);
2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);
4. Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);
5. Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее)
Для проведения тренировочных упражнений можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори.
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью крайне быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению.Поэтому требуется особая организация рабочего места ребёнка во время занятий. Целесообразно располагать игрушки и пособия в разных частях помещения, что бы педагог и ребёнок могли буквально переходить от одной группы пособий к другой. Это позволяет увеличивать продолжительность продуктивной работы, предотвращать переутомление ребёнка.
Литература
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.. Прогр. воспитания и обучения дошкольн. с инд. нед. – СПб.: 2001.
2. Бондаренко А.К. Дидакт. игры в д.с.: Книга для восп. дет. сада – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М.: Просвещение, 1986
4. Истомина З.М. Восприятияе и называние цвета. – Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6. Перова М.Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл. шк-го возр-та: Пособ. д. учит. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
7. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М. 1996.
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (ст. гр.). Пособие для восп. дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.