Князева Ирина Валерьевна, учитель-логопед, ГБДОУ №116 Фрунзенского района, Санкт-Петербург
Секция 2. «Создание условий для гармоничного физического развития посредством упражнений «Гимнастика мозга».
Гармоничное физическое развитие – одно из необходимых условий для успешной самореализации личности ребёнка. Сегодня мы наблюдаем значительное снижение уровня физического здоровья детей уже в дошкольном возрасте. Так, подавляющее большинство дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада, помимо имеющегося речевого диагноза, по состоянию здоровья находятся на учёте ещё у нескольких специалистов. Их физическое развитие далеко от нормы. Различные нарушения мышечного тонуса, расстройства кровообращения, повышенная истощаемость и утомляемость, нарушение координации и переключаемости движений, очень низкий уровень развития мелкой моторики, неправильная осанка – вот далеко не полный перечень наблюдаемых проблем. Имеющиеся отклонения приводят к невозможности решать эффективно коррекционные задачи и, как следствие, задачи успешной самореализации личности дошкольника. Уделять усиленное внимание физическому развитию ребёнка необходимо уже в раннем дошкольном возрасте, когда ещё есть время и возможность исправить имеющиеся отклонения, не дать им развиться в более серьёзные формы, заложить фундамент, который обеспечит в дальнейшем успешность учебной деятельности.
Одним из путей, помогающих повысить уровень физического развития дошкольников, и в частности, детей-логопатов, сделать это развитие более гармоничным, является использование «Гимнастики мозга» - комплекса упражнений, разработанного Полом и Гейл Деннисонами. Упражнения, предлагаемые авторами, делятся на четыре основные группы:
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела.
3. Упражнения, повышающие энергию тела.
4. Позовые упражнения.
Использование данных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста имеет большое количество плюсов. Упражнения способствуют вовлечению в более активную работу ранее пассивных клеток мозга. Это очень важно для детей, страдающих нарушениями речи, так как в основе большого количества речевых расстройств лежит недостаточность работы клеток головного мозга, обозначенная термином ММД - минимальная мозговая дисфункция. «Гимнастика мозга» снимает внутреннее напряжение, тревожность, что очень характерно для детей-логопатов с ослабленной нервной системой. Повышая работоспособность ребёнка, она также улучшает его представления о схеме тела, способствует усвоению буквенных изображений, предупреждая возникновение дисграфии. Рассматриваемые упражнения снимают усталость мышц, быстро возникающую в течение занятий письмом, изобразительной деятельностью у дошкольников со слабо развитой моторикой рук. Очень важно и снятие напряжения мышц шеи и спины, возникающего в процессе сидения за столами. Это помогает предотвратить усугубление нарушений кровообращения, уже и так имеющих место у многих детей, страдающих речевыми нарушениями.
«Гимнастика мозга» позволяет нам заботиться о физическом развитии детей не только на физкультурных занятиях. Упражнения просты и доступны. Они не требуют для проведения наличия специального оборудования. Их выполнение не занимает много времени, а значит, упражнения можно использовать в любые режимные моменты и на любых занятиях. Почти все упражнения имеют интересные названия, их можно обыграть в любом сюжете. Они нравятся детям, выполняются ими с большим желанием, вызывают положительные эмоции и приносят огромную пользу.