Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нарышкова Маргарита Сергеевна
учитель-логопед, высшей квалификационной категории
Школа №46 "Центр Реабилитации и милосердия"

 

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5 годам. В этом возрасте специалисты уже точно могут определить выраженные черты искаженности развития ребенка. Однако при хорошем развитии крупной моторики обнаруживаются затруднения координации, ребенок выглядит неуклюжим, у него отсутствует моторная умелость, мелкая моторика отстает от возрастного уровня. Обнаруживается дефицит зрительного и слухового направленного внимания, наблюдается потеря обоюдных контактов со сверстниками, общее снижение активности. Нарушения речи выражаются в застревании на довербальном фонематическом уровне или этапе физиологической эхолалии, которая не служит средством коммуникации.

Тем не менее, начало коррекционной работы в период от 2,5 до 3 лет дает наилучший эффект. Даже глубоко аутичный неговорящий ребенок в условиях специальной коррекции может научиться читать и писать, получив новые возможности для коммуникации.

Основной принцип обучения учителя-логопеда с аутичным ребенком – систематическое проведение коррекционных мероприятий.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкании к месту. Необходимо обозначить в помещении зоны, в которых будет действовать ребенок. Это поможет быстро выработать необходимые стереотипы, помогающие ребенку уловить пространственный и временной ритм занятий.  

Формирование «учебного поведения» аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию. Если появились эмоционально насыщенные формы контакта с ним в игре, рисовании, чтении, то можно приступать к развитию навыков взаимодействия ребенка и взрослого в учебной ситуации. Необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте в специально отведенное время, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.

На столе должно быть только то, что понадобиться для выполнения одного задания. Остальные материалы педагог может держать под рукой на полке, в ящике, и доставать их по мере необходимости. Позже это может стать обязанностью самого ребенка (у него появятся отдельные коробки). Ребенок должен знать то время, которое посвящается занятиям, четко усваивается последовательность, которую ему предлагает  взрослый –                                       – «занятие – еда –игра».                                                                                                                                                                  

Само занятие на первых порах – продолжение игры.

Виды занятий: выкладывание мозаики, кубики, которые можно группировать по цвету, краски, фломастеры, пластилин, ножницы,            цветную бумагу, конструктор. Требования к организованности, произвольному сосредоточению ребенка пока не предъявляются, т.к. мы преследуем следующие цели:    

 

1. сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по

    отношению к занятиям.

 

2. зафиксировать, отметить время и место занятий, что служит основой

    стереотипа учебного поведения.

                                                                                                                                                 3. постепенно закрепить определенную последовательность действий по

   подготовке к занятию (достать, разложить, положить, помыть кисточки,

   убрать карандаш в коробку).

 

Начинаем занятие с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, т.е. всегда ориентируется на его интересы. Задания следует давать ребенку в определенной последовательности, к которой он привыкнет.

Например: сначала рисуем, потом гимнастика для пальчиков и                  напоследок счет.                                               

В процессе обучения аутичного ребенка необходимо учитывать особенности типичные для таких детей, а именно: трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражания.

В произвольно организованной ситуации такому ребенку трудно все: он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий.    

Важно использовать возможность непроизвольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в необязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения даются ребенку в необходимый момент, когда он нуждается в нем.

В связи с трудностью подражания, большое значение в обучении приобретает физическая помощь в организации действия: взрослый начинает работать руками ребенка.

Характерный путь развития: от целого к проработке его частей.

Аутичный ребенок, усваивая речь, схватывает ее целыми блоками и долго использует их не меняя, в том виде, в котором получил.

Если он освоит буквы или слоги, то в тексте будет стереотипно выделять только их. Привлечь внимание к слову очень трудно.                                                       Педагогический прием воздействия: сначала педагог помогает ребенку выполнить новое задание и создает у него впечатление успеха. После этого начинается работа обучения новому навыку.          

Программа обучения аутичного ребенка должна быть разработана индивидуально и должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей. Содержанием может быть: обучение навыками коммуникации, бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире.  

Аутичный ребенок может иметь разную степень нарушения психического развития, разные формы дезадаптации, разные проблемы в обучении.

При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. Тренировки могут быть короткими 3-5 мин., но необходимо, чтобы ребенок испытал успех. Взрослый действует за ребенка его руками, быстро и уверенно, чтобы по скорее завершить действие, приговаривая какой тот молодец.  

В это время взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ребенком.

Учет индивидуальных особенностей детей может способствовать составлению индивидуальной коррекционно-педагогической программы

для аутичного ребенка, обучающегося в условиях массовой, речевой или вспомогательной школы.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»