Методическая разработка. Проект для младших школьников с ОВЗ (УО)
Желуденок
Кулеш Светлана Валерьевна,
ГБС(К)ОУ№131
Красносельского района Санкт-Петербурга
Использование проектной деятельности в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью, является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность и позволяет развивать творческие и индивидуальные способности детей.
Участники проекта:
- учащиеся первого класса;
- учитель;
- родители.
Цель проекта – «Сформировать у детей предпосылки исследовательской деятельности через поиск ответа на вопрос: «При каких условиях и как прорастает желудь?».
Проект позволяет решать следующие задачи:
· создать условия побуждающие учащихся активно участвовать в поисковой деятельности, через постоянный интерес учителя о ходе процесса;
· развивать познавательные способности учащихся;
· повысить уровень развития грамматического строя речи у младших школьников с умственной отсталостью, через участие в презентации своего проекта;
· развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
· развивать у учащихся способности к волевым усилиям;
· развивать самостоятельность у учащихся.
Проект является:
· по доминирующему в проекте виду деятельности – исследовательский;
· по продолжительности - краткосрочный;
· по характеру координации проекта – с открытой координацией;
· по количеству участников - индивидуальный;
· по характеру предметно-содержательной области – монопроект.
На первом этапе – подготовительном- главная задача формирование у учащихся мотивационной основы предстоящей работы.
Детям во время урока учитель читает книгу Марины Аромштам «Желуденок».
Педагог задает обобщающие вопросы по почитанному тексту:
- «Догадались кто главный герой?»
- «А почему сначала он был зеленым?»
- «А какой он стал осенью?»
- «Почему он упал на землю?»
- «А какой осенний ветер?»
- «А он нравился желуденку?»
- «А какой нравился?»
- «А что случилось с желуденком, когда он упал на землю?»
Сейчас осень и много желудей можно найти в парке. Как вы думаете, ребята, мы сможем с вами провести исследование? Сами прорастить желудь? ( Да)
Вовремя второго этапа – планирование – ребята с родителями ищут дома информацию, как прорастить желудь. Создается круглый стол и ребята делятся информацией о том, что узнали о прорастании желудей в домашних условиях.
Вырабатывается общий план:
1. собрать здоровые желуди;
2. вымыть их;
3. положить между несколькими слоями марли;
4. регулярно поливать.
Третий этап – практический - сама работа над проектом. Ребята с родителями собирают желуди. Дома создают условия для их проращивания. Фотографируют этапы своей работы. Оформляют проект в виде альбома, книжки, или презентации в программе Microsoft Power Point.
Во время четвертого этапа – презентации - защиты проекта учащиеся представляют результат своей работы перед своими одноклассниками: рассказывают о проделанных этапах работы и полученном результате.
Напятом этапе педагог подводит итог: организует выставку проектов, по окончании выставки все проекты включаются в библиотеку класса и находятся в доступе ребят и родителей. Также на этом этапе учитель ставит новую проблему перед ребятами: «Мы можем продолжить наш проект и вырастить из нашего желуденка молодой дубок. Хотите попробовать?»
По завершению проекта родители отметили положительные изменения у детей в сферах поведения, общения, обогащение словаря, заинтересованности к исследовательской деятельности.
Литература:
Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса: «Проектная деятельность дошкольников».
Марина Аромштам: «Желуденок».