Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя
речи у детей с ОНР

Бондарева Ирина Владимировна,
ГДОУ детский сад № 18 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Основными задачами коррекционной работы по формированию лексико­грамматического строя речи являются:

1.   Количественный рост словаря (путем усвоения новых слов и их значений);

2.   Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков, значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

3.    Активизация словаря (перенесение из пассивного в активный словарь).

На занятиях мы пользуемся традиционными методами и современными

подходами, приемами для решения поставленных целей. Самый простой и распространенный метод, которым я пользуюсь ежедневно, это НАГЛЯДНЫЙ показ предметов, игрушек и картинок, слайдов. Современным детям предстоит жить и работать в веке информации. И помимо основных навыков детям потребуется широкий круг навыков более высокого уровня. Использование компьютерных технологий раннего обучения детей, развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями. Возрастает мотивация ребенка к обучению, концентрации внимания.

В этом помогают такие СЛОВЕСНЫЕ методы как: сравнение, объяснение, исправление, мотивировка, подсказ, подсказывающие вопросы-загадки: Голубое, кружевное, нарядное - это платье или кофта? /.

Часто ставится цель: практическое употребление в речи каких - либо грамматических форм. Чтобы этого добиваться, пользуюсь ПРАКТИЧЕСКИМИ приемами. Работая над предложением, я даю детям различные задания, которые помогают детям не только в усвоении грамматики, но и развивают мышление, слуховое внимание; измените правильно слово: высокий - сосны развесили свои пушистые вершины; добавьте к словам слова - описания; подберите слова, которых не хватает: Вова нарисовал львов. Он показывает ... маме. Вова любуется своими .... Он рассказывает сестре о ... ;

Вставьте пропущенное маленькое слово: Чайки летят... водой;

Дети любят, когда я прошу их, исправлять чужие ошибки, например: Петрушкины, незнайкины, мышкины, мои. (Коза принесла корм девочке; чашка разбила Лену). Когда дети хорошо усваивают грамматические категории в предложении, я перехожу к работе с текстом. Интересное задание, когда надо пересказать текст, заменяя имя мальчика Миша, на имя девочки Маша, например: В комнату вбежал кот. В зубах кота скворец. Миша отнял у него птичку. Мальчик выпустил скворца на волю.

В ходе каждого занятия я использую ИГРОВЫЕ приемы, дидактические игры. Тогда детей легче заинтересовать и даже не очень активные и сильные дети стараются принять участие в работе. Таких игр и их вариантов огромное количество. Вот примеры некоторых из них:

-          Игра - хоровод « ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА» - практическое употребление в речи уменьшительно - ласкательных форм существительных

- При усвоении падежных окончаний включаю следующие игры.

SРодительный падеж а« Чего нет? Кого нет? »- с картинками, с игрушками, с детьми.

б.  « Желание »- картинки или натуральные продукты: /Я начинаю

фразу, дети заканчивают: - Я выпью стакан .../ молока, компота, чая/.

в.«Угадай по листу дерево»

г.«Верни вещь хозяину » У меня один дом. У кого много домов? ». Встает и говорит тот ребенок, у кого нужная карточка: У меня много домов » и т. д.

SТворительный падеж.

а« Кто чем работает? » б.« Кто с кем работает? » а« С чем корзина? » г.« Кто за кем стоит? »

SДательный падеж

Игра - хоровод « Кому дать », Д/И « Мы дежурим»

Задаю вопрос: « Кому пол подметать?» / Тане /, «Кому цветы поливать?» / Вите/. Вариант: - Что делать Оле? - Оле поливать цветы.

SПредложный падеж а Игра с Петрушкой. - К нам в гости пришел Петрушка. Петрушка будет

прятаться, а вы его ищите. /Дети закрывают глаза, я прячу Петрушку. Дети отыскивают, кто найдет говорит: « Петрушка в шкафу », « Петрушка в ко­робке», и т. д.

б. Игра с солнечным зайчиком /Много приходится работать с ребятами над применением в речи предлогов. Мы их называем маленькими словами/, а Игра « Поможем незнайке » б. Д /И « Где мы были, что мы видели »

На слайде - леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города. Отдельно предметные

картинки с изображением грибов, ягод, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, василь­ков, ромашки, кузнечика, бабочки, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы. Даю задание: подобрать четыре подходящих картинки о лесе. Дети подбирают грибы, ягоды, белку, ежа. Вопросы: Где ты был?

-  Я был в лесу. Что ты видел? - Я видел в дупле белку, под деревом грибы, за кустом ежа, на полянке ягоды.

Это только часть методов и приемов, которыми мне приходится пользоваться. На занятиях приемы тесно связаны, и часто мы в одной игре используем несколько приемов. Чем больше интересных заданий и украшений, чем больше дидактических игр, тем легче вызвать активность детей, желание включаться в работу отвечать. Эффективность усвоения материала в этом случае выше, чем на занятии с однообразными методами и приемами.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»