Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема внимания в современной психолого-педагогической литературе

Вайман Дарья Вячеславовна,
учитель С(К)ОУ (VIII) вида №502
Кировского района Санкт-Петербурга.

1. Современные подходы к проблеме внимания.

Человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определенная часть окружающего более ясно и отчетливо осознается, чем все остальное.

Физиологической основой внимания, его ранних форм (у животных) является безусловный ориентировочный рефлекс. И. П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?».

Являясь необходимой стороной сознания, внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать два вида внимания: непроизвольное и произвольное, т.е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких – либо специальных усилий. Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отличие друг от друга. Так, внезапно наступившее молчание настораживает, а при полной тишине даже слабый шорох привлекает внимание.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой – либо деятельности. Такое внимание особенно трудно дается маленьким детям. Оно требует волевого напряжения, умения намеренно отвлечься, отключиться от всех интересных впечатлений и заставить себя сосредоточиться на неинтересном содержании, на выполнении неинтересных действий.

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами или свойствами внимания. К ним относятся: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания. Внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязью его основных свойств.Одним из важнейших условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможно сколько – нибудь длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Все однообразие снижает внимание.

Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако эта сложность должна быть оптимальной, в противном случае возможно быстрое наступление утомления и ослабление сосредоточения. Чем сильнее интерес к деятельности, тем больше она увлекает человека, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы.

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно.

Успешность переключения зависит от целого ряда условий. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности. Так, показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной. Успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение.

Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов.

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же деятельность становится очень сложной, то выполнение ее одновременно с другой становится практически невозможным. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация по крайней мере одного из видов деятельности.

К числу свойств внимания относится его объем, определяемый количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. С возрастом объем внимания расширяется. Основным условием расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

2. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Первые проявления сосредоточенности младенца были зафиксированы на 10 – 12 день его жизни, когда он направлял свой взгляд на огонь лампы, поставленной на близком от него расстоянии. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течении нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз. К 6 месяцам возрастает как длительность расстояния до фиксируемого предмета, так и длительность сосредоточенности ребенка на данном предмете. Внимание младенца раньше всего привлекают подвижные, яркие предметы, воспринимаемые зрительно, а также звуки. На 2 – 3 месяце жизни внимание ребенка наиболее легко привлекают люди. Младенец отвечает на появление человека общей реакцией оживления.

На втором году жизни, когда ребенок овладевает ходьбой, резко увеличивается круг предметов, попадающих в сферу действенного ознакомления с ними ребенка. Внимание приобретает больший объем. Вместе с нарастанием активности ребенка, с изменением и усложнением его предметных действий возрастает устойчивость внимания. На втором и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем – то привлекается, но он сам активно направляет его на новый предмет.

Общие особенности внимания маленьких детей:

1.    Внимание ребенка младшего и преддошкольного возраста кратковременно, сосредоточенность его слабая. Создается лишь кратковременная и нестойкая доминанта. Внимание постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины.

2.     Маленький ребенок не управляет своим вниманием. Оно имеет непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или новым раздражителем. Нестойкое и легко отвлекаемое внимание маленького ребенка не отличается подвижностью и не поддается управлению, т.е. не может переключаться по его желанию.

3.     У маленьких детей очень узкий объем внимания.

4.     Чем моложе дети, тем меньше они могут сосредоточиваться на словах, обращенных к ним. Слова сначала лишь сопровождают наглядно воспринимаемые предметы. Только постепенно слово приобретает настолько большое значение, что может вызвать без всякого подкрепления сильный очаг нервного возбуждения. Тогда становится возможным вызвать внимание детей словесным сигналом, сосредоточить его на словесной инструкции, рассказе.

 Основные изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников это:

а) расширение объема внимания

б) рост устойчивости внимания

в) формирование произвольного внимания

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижении в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 – 50 минут, то к пяти – шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок.

Но основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее фиксируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.Индивидуальные различия детей очень резко проявляются в устойчивости внимания. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребенку сосредоточения. Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу. Дети 5 – 7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения. Требования воспитателя точно и равномерно заштриховать контур предмета или точно по сигналу переходить на музыкальных занятиях с бега на прыжки, а затем на медленный шаг тренируют волевое внимание детей.

Поскольку внимание не является какой – то специальной формой психической деятельности, но в той или иной мере включено в любой психический процесс, естественно, что оно и совершенствуется в разных видах психической деятельности детей, разумно организованной взрослыми.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, А.Б.Ительсон и др. – Москва, 1979.

2. Люблинская А.А. Детская психология – Москва, 1971.

3. Мухина В.С.  Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М,1985.

4. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др.; под ред. В.В. Богословского – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1981.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – Москва: Издательский центр «Академия», 1998.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»