Коррекционные задачи в ГБДОУ для детей с нарушением зрени
Старшинова Валерия Михайловна
Коррекционные задачи в ГБДОУ для детей с нарушением зрения могут быть:
1. Групповые, подгрупповые, индивидуальные (если отстаёт ребенок от всей группы).
2. Познавательного характера: доразвитие сенсорики, ориентировка, развитие представлений.
3. Личностного характера: самостоятельные мыслительные операции; (ст., подг.) – самоконтроль, уверенность, ответственность и т.д.
4. Направлены на развитие психических процессов: торможения, внимания, памяти, активизация зрительного восприятия.
Знакомство с материалом:
1. Умственная задача (1-2 задачи): Познакомить с материалом и его свойствами. Учить вычленять признаки и свойства данного материала (смять, сжать…). Учить способам обследования данного материала. Познакомить с людьми, изготавливающими изделия из данного материала. Устанавливать свойства предметов из данного материала
2. Речевая задача: обогащать словарь детей за счёт слов… обогащать словарь детей родственными понятиями. Учить детей грамотно строить предложение. (мл. ср. гр.) – Чётко, громко произносить слова. (ст., подг. гр.) – Учить детей объяснительной речи.
3. Воспитательная задача: (мл.гр) – Учить детей работать точно по заданию воспитателя. (ср.гр) – Учить аккуратно работать с материалом. Учить сохранять порядок на столе. (ст., подг.гр.) – Учить дополнять ответ товарища. Учить бережно обращаться с вещью. Воспитывать интерес к профессии. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Составление рассказа по картине:
1. Формировать алгоритм восприятия картины (подг.гр).
2. Учить ориентироваться по картине.
3. Учить видеть три плана картины (ст., подг.) – объяснять средство перспективы.
4. Закреплять умение видеть сенсорные эталоны в изображении.
5. Учить воспринимать эмоции, позы и, на основе этого, устанавливать тонкие смысловые связи.
Рассматривание предмета:
1. Сформировать чёткое представление о внешнем виде данного предмета. Различать и называть части (точными словами). Показать детям назначение данного предмета.
2. Активизировать словарь или пополнить словарь за счёт слов…
3. Воспитывать бережное отношение, или развивать учебные навыки, или коррекция по сенсорике.
Сравнение предметов:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, умозаключение. Учить видеть признаки различия и сходства при рассматривании предметов.
2. Учить точно подбирать слова для характеристики, выделять особенности предмета. Активизировать словарь… Учить высказывать связно мысли.
3. Воспитывать наблюдательность, зрительное внимание, учебные навыки.
Формирование понятий:
1. Уточнить представления детей о некоторых признаках, о предметах, понятиях. Учить детей выделять существенные признаки, на основе которых все эти предметы объединены в понятие. (ст., подг. гр.) Расширять представления детей о новом представлении данного понятия.
2. Обогащать словарь словами (понятиями) с новым глубоким содержанием. Активизировать словарь… Учить детей объяснительной речи.
3. Учить правильно работать с наглядным материалом. Точно отвечать на вопросы. Воспитывать интерес к познанию, развивать любознательность.
Классификация:(ст., подг. гр.)
1. Развивать у детей гибкость мышления на основе действия классификации. Учить детей раскладывать понятия на некоторые группы. Учить детей объединять предметы в группы по заданному признаку. Расширять представления детей, дать новые знания.
2. Обогащать словарь словами (понятиями) с новым глубоким содержанием. Активизировать словарь… Учить детей объяснительной речи.
3. Работать в быстром темпе. Учить задавать вопрос детям и воспитателю.
Пейзаж:
1. Учить детей составлять короткий рассказ по картине о пейзаже по плану воспитателя.
2. Закреплять образные слова и выражения.
3. Учить слушать рассказ товарищей, оценивать.
Экскурсии:
1. Познакомить детей с местом, учреждением, человеком. Познакомить, как узнавать… показать действия человека. Расширять представления детей о труде. Обратить внимание на условия труда. Показать радость труда, взаимосвязь труда. Обогащать знания детей.
2. Обогащать словарь словами (понятиями).
3. Воспитывать навык поведения в общественном месте. Интерес к труду, людям труда.
Загадка:
1. Учить детей понимать скрытый смысл загадки. Понимать механизм загадки (описание или сравнение). Развивать сообразительность, внимание, наблюдательность.
2. Активизировать словарь… Обогатить речь образными словами из загадки. Развивать объяснительную речь детей.
3. Воспитывать интерес к отгадыванию загадки. Развивать выдержку. Развивать желание запомнить загадку и рассказать её.
Рассматривание картины: (мл., ср. гр.)
1. Учить узнавать то, что изображено на картине (предмет, действие, кто и что делает). Учить детей устанавливать простейшие связи (что делают, как одет, где гуляют, где находится…).
2. Активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, (ср. гр.) – плюс наречия. Учить отвечать простым предложением, чётко произносить слова, использовать стихи.
3. Учить слушать вопрос воспитателя и понимать его. Вызвать желание подражать героям картины. Отвечать на вопрос в соответствии с его содержанием. Понимать вопрос. Поднимать руку. (ср. гр.) – связи по месту более конкретные.
Рассматривание картины: (ст., подг. гр.)
1. Учить детей рассматривать картину и устанавливать связи (деятельность людей, место действий, пейзаж, состояние погоды, что было до, что будет после).
2. Учить детей объяснительной речи, обогащать речь детей образными словами и выражениями. Побуждать использовать известные пословицы, поговорки, стихи.
3. Развивать учебные навыки. Учить правильно относиться к поступкам героев.
Обучение рассказыванию по картине:
1. Учить детей составлять рассказ по картине (ср. гр.) – по образцу; (ст.гр.) – по плану воспитателя; (подг.гр) – творческий с элементами диалога.
2. Закреплять образные слова и выражения. Обучать связной, последовательной речи.
3. Учебные навыки, оценивать ответы товарищей.
Описательные рассказы:
1. Учить детей составлять рассказ описание по следующему плану: а)части; б)внешний облик; в)как использовать; г)(ст., подг.) из какого материала сделаны и свойства материала; д)люди каких профессий сделали предмет.
2. Учить связной монологичной речи. (ср. гр.) – составлять простое распространеное предложение; (ст., подг.) – составлять сложные предложения, включать образные слова и выражения.
3. Учебные навыки.
Творческий рассказ:
1. Учить придумывать рассказ в форме сказки, на тему…, конец к рассказу.
2. Учить связной монологичной речи.
3. Учебные навыки.
Рассказ из личного опыта:
1. Учить составлять короткий рассказ о том, что…(делали, видели, как провели время). Рассказывать по плану предложенному воспитателем: а).., б).., в)..
2. Учить связной монологичной речи, правильно строить предложение, рассказывать эмоционально.
3. Учебные навыки или нравственная задача.
Беседа:
1. Обобщать знания детей о …
2. Развивать навык доказательной и объяснительной речи. Отвечать на вопросы в соответствии формулировкой воспитателя.
3. Учебная или нравственная задача.
Чтение:
1. Познакомить детей с новым произведением. Довести содержание … до детей. Учить определять главного героя и его окружение. Учить высказывать своё отношение к герою.
2. Учить детей отвечать на вопросы простым предложением, (ст., подг.) – развёрнуто. Формировать доказательную речь.
3. Учить коллективно сопереживать, решать моральные, нравственные проблемы..
Стихотворение:
1. Вызвать интерес к стихотворению. Вызвать настроение стихотворения (бодрое, грустное …). Развивать навык представлять зрительный образ стихотворения. Вызвать желание запомнить стихотворение. (подг.гр.) – Развивать поэтический слух ребенка. Видеть средства передачи поэтом своего настроения.
2. Развивать выразительность речи. Учить передавать текст в соответствии с настроением, предложенным автором. Учить вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации, напевности, легкости, праздничности. (ст., подг.) – Оценивать за выразительность.
3. Воспитательная задача.
Трудовое воспитание:
1. Знакомство с трудом взрослого – 1 раз в месяц.
2. Поручения – эпизодически; (ср.гр) – ежедневно; (ст., подг.гр.) – 3 раза в неделю.
3. Дежурство – со IIполовины года по столовой; (ср.гр.) – со IIполовины года по занятиям, постепенно усложняя.
4. Коллективный труд – со ср.гр. – 1 раз в неделю.
5. Самообслуживание – (мл., ср.гр.) – ежедневно; (ст., подг.гр.) – в соответствии с навыками.
6. Природа – поручения ежедневно; коллективный труд на участке – 2 раза в месяц.
7. Ручной труд (ст., подг.гр.) – бумага, картон, ткань, прочие материалы.
Планирование игр в течение дня:
Утро:дидактические, строительные, подвижные сюжетно-ролевые, театральные, настольные.
Между занятиями:хороводные, подвижные.
Прогулка:подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, хороводные, драматизации, игры-забавы.
После сна:дидактические, строительные, подвижные сюжетно-ролевые, театральные, настольные.
Вечерняя прогулка:подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, хороводные, драматизации, игры-забавы.
Коррекционные задачи
В игровом уголке
1. Развивать умение выбирать роль, вывести роль на лидерство, развивать партнерство.
2. Развивать умение классифицировать предметы (посуда, фрукты, овощи…)
3. Развивать умение узнавать и называть материал, из которого изготовлены предметы.
4. Развитие сенсомоторики на уточнение, закрепление знаний. Выводим на самостоятельность.
5. Развитие зрительного восприятия при использовании мелких предметов.
6. Развивать умение взаимодействовать в паре, объединяться для сюжетной игры (3 – 5 человек).
7. Развивать умение достигать цель в игре.
8. Развивать умение владеть своим голосом в игре (сила, темп голоса)
9. Так же речевые задачи.
В книжном уголке
1. Развивать усидчивость, терпение, умение досмотреть книгу до конца.
2. Развитие зрительных функций: сосредоточение, прослеживание.
3. Работа с указкой.
4. Чтение шрифта.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие партнёрства.
7. Развивать умение слушать.
8. Учить смотреть, рассматривать.
9. Так же речевые задачи.
В строительном уголке
1. Развивать умение совмещать строительный материал между собой по качеству, симметрии, направленности, устойчивости.
2. Развивать личные качества: трудолюбие, доброжелательность, умение играть рядом, вместе…).
3. Учим объединять много предметов в единое содержание.
4. Учим видеть и использовать предметы – заместители.
5. Учим создавать свое рабочее место.
6. Развитие партнёрства.
7. Развивать умение владеть своим голосом в игре (сила, темп голоса)
8. Так же речевые задачи.
В театрально – музыкальном уголке
1. Развивать слуховое внимание.
2. Развивать желание слушать инструменты.
3. Развивать слуховые различительные способности.
4. Развивать сравнительный слуховой анализ 2-3-4 инструментов.
5. Развивать дыхательные упражнения (сила выдоха - звук). Умение делать выводы.
6. Развивать зрительное и тактильное восприятие (вижу – трогаю). Сочетание зрительного и тактильного восприятия (барабан).
7. Развитие партнёрских отношений.
8. Развивать различительные способности (узнать по описанию)
9. Развивать театральность:
- знание предмета;
-структура персонажа;
- взаимодействие «рука – образ – моторика».
10. Развивать голосовые данные.
11. Развивать сочетание и контроль взора предмета в руке и получение эмоционального отклика.
12. Развивать координацию движения рук.
В уголке физической культуры
1. Развивать физические качества.
2. Развивать мышечную силу, активность.
3. Развивать координацию движений.
4. Развитие зрительных функций: прослеживание (прокати мяч), удержание взора на объекте (куда докатился мяч), развивать бинокулярность (набрасывание колец).
5. Развивать эмоционально-волевую сферу (У тебя получиться, ты сделал, какой ты молодец!)
6. Развитие партнёрства, умение объединяться для игр.
В уголке природы
1. Закреплять знания.
2. Развивать наблюдательность.
3. Развивать умение сочетать название и предмет.
4. Развивать умение ухаживать за растениями (развивать тактильность).
5. Развивать сравнительный анализ – различительные способности двух похожих объектов (листья: цвет, форма, расположение на стебле…)
6. Развивать умение вести длительные наблюдения, делать зарисовки.
7. Развивать умение составлять описание объектов (вижу – рассказываю).
8. Развивать тактильное восприятие (трогаю – рассказываю).
В уголке изодеятельности
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию рук под контролем взора (взор – кисть – пластилин).
3. Развивать мышечную силу (сила нажима на кисть, карандаш, пластилин).
4. Развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины, количества.
В уголке экспериментирования
1. Закреплять знания.
2. Развивать наблюдательность.
3. Учить самостоятельно делать выводы.
4. Развивать самоконтроль при деятельности с предметами.
5. Так же речевые задачи.
В уголке РЭМП
1. Развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины, количества, качества материала.
2. Развивать ориентировку на плоскости.
3. Закреплять знания, переводить умения на самостоятельность
4. Так же речевые задачи.