Специфика преподавания ритмики в коррекционной школе
Худякова Ольга Анатольевна
Преподавание ритмики в коррекционной школе VIII вида направлено на осуществление коррекции нервно-психических процессов, поведения, эмоционально-волевых качеств и физического развития детей с умственной отсталостью средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специальные средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, корригируют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовую ориентировку, способствуют коррекции и развитию психических функций (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дисциплинированность, дружелюбие, конструктивное взаимодействие), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Занятия ритмикой способствуют реализации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальной школе.
Важными задачами музыкально – ритмической деятельности являются:
- развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
- развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
- развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
- формирование правильной осанки;
- развитие эстетических чувств;
- развитие творческих способностей;
- реализация потенциальных возможностей обучающихся;
- развитие навыков коммуникации.
На современном этапе развития специального образования можно выделить ряд инновационных форм преподавания ритмики, таких как: логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение), ритмопластика и ритмическая гимнастика, психогимнастика под музыку, ритмодекламация, коммуникативные танцы.
Данные формы связаны идеей координации и коррекции. Они способствуют развитию точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, а психогимнастические упражнения под музыку развивают эмоции и двигательную активность детей, формируют самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые тенденции в преподавании ритмики дают детям с интеллектуальными нарушениями возможность накопления впечатлений и двигательных навыков.