Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Этапы формирования коммуникативных навыков и вызывание экспрессивной речи у детей с синдромом Дауна

Булатова Надежда Рашитовна

В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других выдающихся психологов выведена концепция детского развития, гласящую, что развитие ребенка – это процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества. Следовательно, для их формирования и развития требуется, по меньшей мере, два человека. Дети полноценно постигают мир и всесторонне развиваются лишь в контексте коммуникации с более старшим поколением, перенимая их опыт (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина). Именно поэтому так необходимо преодолевать трудности, возникающие в процессе формирования коммуникативных навыков у детей с любыми особенностями развития.

Среди детей с особенностями развития дети с синдромом Дауна являются особенной группой по целому ряду причин. Синдром Дауна довольно часто встречающаяся патология развития. Без должной пренатальной диагностики эпидемиология составляет 1 случай на 700 родов. Диагностика позволяет уменьшить число случаев до 1 на 1000/1100 родов. Причина – возникновение лишней хромосомы 21-ой пары (трисомия по 21-й хромосоме). Вместо 46, положенных в кариотипе хромосом, при синдроме Дауна их 47. В результате подобных изменений кариотипа, отмечается качественное своеобразие клинической картины заболевания и появление изменений в физической, психической, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

Детям с синдромом Дауна, начиная с раннего возраста, ставят диагноз задержка психоречевого развития разной степени выраженности. В когнитивном развитии Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. отметили, что дети этой категории испытывают значительные трудности при усвоении и закреплении знаний, умений и навыков. Прежде всего это связано с недостатками вербальной памяти и экспрессивной речи, а также пространственная память и мышление, основывающееся на процессах анализа, синтеза, планирования и др. Вместе с тем у детей с синдромом Дауна достаточно способны к переработке зрительно-пространственной информации (относительно сохранны зрительная память, зрительно-моторная координация, в том числе и зрительное копирование).

В речевом развитии отмечается значительное отставание экспрессивной речи при относительно меньшей задержке развития ипрессивной речи. При исследовании лексико-грамматической стороны речи старших дошкольников и младших школьников с синдромом Дауна было выявлено преобладание пассивного словаря над активным, трудности в речевом развитии начинаются с понимания обращенной речи, значительных проблем при усвоении морфологической системы языка и отягощаются речедвигательными (дизартрическими) расстройствами.  Таким образом, ребенок с синдромом Дауна испытывает значительные трудности как при восприятии и понимании окружающих, так и при самовыражении. При этом Челышева М. В. и Урядницкая Н. А. заметили, что данная категория детей весьма успешно способна общаться с помощью невербальных средств (мимики, жестов, поз и т. д.), что вероятно связано с относительной сохранностью зрительно-моторной координации.

Григоренко Н. Ю. и Граматикополо Л. С. Выделили 4 основных аспекта при формировании коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.

1) Развитие речи и коммуникации должно быть тесно связанно с когнитивным развитием, в том числе, ознакомлением с окружающим.

Ребенок всесторонне знакомится с предметами и явлениями окружающей действительности, узнает их названия, названиями признаков, запоминает их. Полученная информация вначале закрепляется на уровне понимания обращенной речи и оседает в виде пассивного словаря, постепенно переходя в активную речь.

2) Речевое общение начинает формироваться от невербальной коммуникации.

В связи с этим аспектом, на начальном этапе развития коммуникации формируется общение с помощью мимики и жестов. Таким образом, первые ответы взрослому могут выглядеть, как вопросительный или указательный взгляд, жест, еще лучше, если при этом ребенок будет добавлять звукокомплекс.

3) При формировании коммуникативных навыков нужно учитывать ведущие формы общения, характерные для данного возраста.

Как правило, развитие речи происходить в процессе ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения. Но, работая с детьми с синдромом Дауна, необходимо учитывать особенности их развития, понимая, что каждый из этих периодов длится дольше, чем при нормальном развитии.

4) Динамическое взаимодействие трех сторон: родители-ребенок-специалист (логопед-дефектолог).

Родители и специалист в процессе жизни и работы должны следовать за ребенком, подбирая программу развития, исходя из его потребностей. Так же родители и специалист должны быть открыты к общению, поскольку специалисту необходимо владеть всей информацией, а родителям видеть реальную картину развития их ребенка с профессиональной точки зрения.

Этапы формирования коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна.

I. Развитие доречевых навыков общения.

- Формирование контакта «глаза в глаза». Заключается в привлечении внимания ребенка к лицу взрослого. В процессе формирования этого навыка необходимо использовать яркие и выразительные интонационные средства, активную мимику лица. Когда ребенок научится задерживать взгляд на лице взрослого, осознано ожидая общения, можно приступать к формированию следующего навыка.

- Формирование совместного внимания. Подразумевает совместные действия с одним и тем же предметом, либо совместное наблюдение за простыми явлениями. Первоначально взрослый следует за ребенком, интересуясь тем, что интересно ему, показывая, как можно манипулировать, интересующим предметом. Затем взрослый начинает направлять совместную деятельность, постепенно вводя новые игры и, знакомя ребенка с новыми предметами. При этом взрослый демонстрирует минимальное, повторяющееся из раза в раз звукоподражательное или речевое сопровождение («би-би», «ля-ля», «пи», «ам»). Процесс формирования навыка завершается, когда ребенок легко вовлекается в совместную деятельность, стремится к речевому повторению в знакомых ситуациях.

- Формирования навыка привлечения внимания взрослого, использования указательного жеста и вокализации или звукоподражания. Формирование данного навыка у детей с синдромом Дауна замедленно, в виду их ограниченных возможностей, а также желания взрослых облегчить жизнь ребенку и не передавать ему инициативу, что является грубой ошибкой. Инициативу ребенка в общении нужно поощрять и развивать. Поэтому от совместного внимания необходимо переходить к указательным жестам, сопровождая их звукоподражательной речью (указательный жест на еду с добавлением «ам» поможет ребенку сформировать понятия «кушать», «еда» и т. д.). Этот навык весьма важен, поскольку является первой возможностью для ребенка выразить себя.

- Формирование навыка очередности в общении. Это уже первые предпосылки диалога. Ребенок уже освоил указательный жест с голосовым сопровождением, значит его уже можно использовать как ответ. В процессе формирования этого навыка ребенок учится понимать интонацию вопроса, а значит взрослый должен задавать его четко и выразительно. Следует помнить, что первые вопросы должны быть короткими и иметь одну и ту же структуру длительное время. Это требование ко всем взрослым, общающимся с ребенком (- Хочешь пить? Ответ: указательный жест с добавление «пи»). Со временем ребенок понимает, как нужно общаться и, в повторяющихся ситуациях, уже ожидает вопроса, демонстрируя, например, вопросительный взгляд в глаза взрослого.

- Формирование навыка подражания голосу и артикуляции взрослого. При достаточно успешном освоении и закреплении предыдущих навыков ребенок уже ориентирован на подражание голосу и артикуляции взрослого. Таким образом, этот навык формируется параллельно с остальными. Однако, необходимо отметить особые условия для формирования этого навыка. При общении с ребенком взрослый должен обратить внимание ребенка на свой рот. Это можно сделать, заранее придумав ритуал привлечения внимания. Многим детям с синдромом Дауна нравятся тактильные ощущения. Так одним из популярных приемов является прикосновение к щеке ребенка или к его носу, а затем демонстрация того, на что он должен обратить свое внимание. Артикуляция взрослого при общении с ребенком должна быть утрированной и яркой, голос комфортной громкости, темп речи слегка замедлен, интонация, соответствующая ситуации, немного утрированная. Так же следует поощрять стремление ребенка к повторению за взрослым.

II. Накопление пассивного словаря, формирование понимания обращенной речи, преобразование пассивного словаря в активный. Это три взаимосвязанных процесса, которые формируются неотделимо друг от друга.

- Постепенно, когда у ребенка уже сформировались навыки доречевого общения, можно начинать расширять его пассивный словарь. Делать это нужно не резко, большим количеством новых слов, а постепенно, заменяя старые, уже хорошо знакомые звукоподражания новыми словами. Вначале слово употребляется параллельно со звукоподражанием («ам-есть»), затем, постепенно, остается только слово («есть»). Важно, что в одних и тех же ситуациях употребляется одно и тоже слово. При этом, необходимо уважать право ребенка общаться старым способом (звукокомплекс и жест), просто необходимо постепенно вводить новые слова. Когда ребенок освоится с основными понятиями и безошибочно находит предметы, которые его просят найти, можно переходить к другим понятиям, связанным с уже пройденными.

- Параллельно с накоплением пассивного словаря происходит развитие понимания обращенной речи. На данном этапе оно неотделимо от жизненных и, часто, бытовых ситуаций («принеси», «покажи», «дай» и т. д.).  Постепенно можно вводить более сложные «воспитательные» конструкции («не обижай», «не отнимай» и т. д.), при этом, сопровождая высказывание невербальными средствами: мимикой и грозящим жестом. Нет необходимости в чрезмерно эмоциональном и громком воспроизведении этих конструкций, ребенок все еще более ориентирован на интонацию, а не на содержание. Если у него закрепится стереотип именно эмоционального звучания данных фраз, то в следующий раз, в такой же ситуации, при их произнесении с другой интонацией, он может вас не понять.

- Услышанное неоднократно в одних и тех же ситуациях слово или фраза закрепляются у ребенка. Взрослый должен поощрять желание ребенка их употреблять. Первоначально это может быть неполное слово, а лишь отдельные слоги, в этом случае, взрослый повторяет полными словами ответ за ребенком. (В.: Что ты хочешь?  Р.: Да ка! В.: Дай карандаш!). Интонация повторяемого должна соответствовать интонации ребенка, слова проговариваются медленно с четкой артикуляцией. Чаще всего ребенок в этих ситуациях наблюдает за взрослым и взглядом подтверждает, что хотел сказать именно это. Если после повтора ребенок стремится повторить за взрослым более четко, необходимо поощряйте его к этому. Так же, ребенку можно задавать вопросы и стимулировать у него ответ словом.

Параллельно с выше обозначенными этапами идет работа по формированию и развитию артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания, слухового восприятия. Вводятся более сложные для понимания и закрепления лексико-грамматические конструкции.

Таким образом, два описанных этапа являются первыми кирпичиками в формировании речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей. Можно так же отметить, что это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и специалист. При правильной и непрерывной работе по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна это способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников в более позднем возрасте. Что является актуальным в свете развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература:

1. Граматикополо Л. С., Григоренко Н. Ю. Особенности формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна / Современные тенденции образования лиц с ОВЗ / Сост. О. Г. Приходько и др. М. 2014 г.

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении, Питер, СПб., 2009.

3. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи. М. 2008 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»