Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные вопросы организации
коррекционно-реабилитационной работы


Елена Паршина, воспитатель гимназии-пансиона № 664 Красногвардейского района Санкт-Петербурга,  учитель-логопед, преподаватель Агентства по персоналу «Мумми-дом», сестра милосердия Сестричества  во имя Святой Великомученицы княгини Елизаветы и инокини Варвары Храма  Иверской иконы Богородицы ПНИ  №10,  педагог-дефектолог БОО  «Перспективы» ДДИ № 4 г. Павловска


В связи с разнообразием  современных подходов к   осмыслению принципов  осуществления психолого-педагогического сопровождения  лиц с ограниченными возможностями здоровья возникла необходимость  подробнее   рассмотреть некоторые вопросы организации  коррекционно-реабилитационной работы  в образовательных и медико-социальных учреждениях.                                                                                                                                                     В настоящее время  родители и специалисты в области коррекционной педагогики имеют возможность выбора той или иной образовательной стратегии реабилитационного процесса. Это может быть сопровождение пациента с ОВЗ в условиях семьи, реабилитационного центра,  детского учреждения, интерната, пансиона,  в системе дополнительного образования в зависимости от поставленной цели (социализация в рамках семьи, интерната или  интеграция в общество).
   Традиционно лечебная педагогика в России  ставит перед собой следующие цели:                           - абилитации -   организации системы лечебно-профилактических мероприятий с целью предупреждения и  лечения тех патологических состояний у детей  раннего возраста, ещё не адаптировавшихся  в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и  быть полезным членом общества;
-адаптации -  (приспособление — лат.) - морфофизиологическом приспособлении  организмов к конкретным условиям  существования. Способностью  к адаптации обладает как организм  в целом, так и  отдельные органы (зрения, слуха). В адаптации принимают участие центральные и периферические механизмы нервной системы;
-адаптации социальной -  активного приспособления к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Адаптация  социальная детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических  отклонений в развитии. Этим обусловлено значение  коррекционно - воспитательной работы  с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии;
-интегрированного обучения и воспитания  детей  с  ограниченными возможностями  здоровья -  обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования. Этот подход  в воспитании и  обучении детей с отклонениями в развитии в настоящее время не является основным, а проблема интегрированного обучения в науке и практике остаётся дискуссионной.  В специальном образовании в России имеется положительный опыт внедрения различных моделей  интегрированного  обучения: обучение в едином потоке с нормально развивающимися детьми в условиях  массового ДОУ и общеобразовательной школы; специальные классы в общеобразовательных школах, специальные группы в  массовых дошкольных образовательных учреждениях;
-реабилитации - ( ре = вновь, снова , пригодность)-  комплексе медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление ( компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов;
- реадаптации — вторичной  адаптации к исходным условиям;
- социализации -
1.  процессе и результате активного усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта, включающем в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приёмам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой  профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и целенаправленного воспитания. Социализация, в результате которой усваивается и воспроизводится асоциальный опыт, называется негативной;
2.  интеграции  человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей  (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Основополагающим звеном в разработке  образовательного маршрута является  комплексная  медико-педагогическая диагностика.   Заключения   специалистов   городской  (районной, областной)   медико-педагогической  комиссии:   врача-педиатра,  невропатолога, остеопата, отоларинголога,  окулиста,   психиатра,   педагога-дефектолога,  учителя  - логопеда,  психолога  имеют  рекомендательный  характер.   В соответствии  с заключением специалистов  ребёнку может быть рекомендовано     обучение    в  учреждениях  различного вида (IV, V, VI, VII, VIII и др.).    Образовательные программы опираются на  определённый учебно-методический комплекс и содержат конкретные требования  по формированию знаний, умений и навыков. В Уставе образовательного учреждения отражены основные положения организации воспитательной и коррекционной  работы в соответствии с  его традициями и инновационными разработками, формы взаимодействия с   учреждениями внешкольного образования и семьёй.
Рассмотрим организационную сторону реабилитационного процесса.
В период с 1990 года в системе  специального  образования   социалистического периода развития   происходят  определённые изменения, связанные с  перестройкой экономической жизни общества. Активно развивается  направление  реабилитации средствами артпедагогики и  адаптивной физической культуры в рамках движения «Speshial Olimpic», что способствует  развитию эмоционально-волевой  сферы личности  ребёнка с ОВЗ, общей моторики, повышению самооценки. Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано - игровую).[3]
В настоящее время различные виды арттерапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли. Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения. Интерес к арт-терапевтическим методам отражает потребность современного человека  в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию. [1, 3].                                                                                                                                                     Вопрос о том,  относится ли арттерапия к трудотерапии или психотерапии, разные авторы решают по - разному, поскольку в арттерапевтических занятиях сочетаются лечебные воздействия разного рода. [7]



Традиционно в практике отечественных дефектологов особое внимание  уделяется трудовой и творческой реабилитации. В учебных планах  учреждений образования и социального обслуживания предусмотрены уроки столярного, слесарного, швейного дела, сельскохозяйственного труда.  Г.М. Дульнев в работе  « Основы трудового обучения во вспомогательной школе»  раскрывает некоторые  особенности организации процесса трудовой реабилитации.  [ 2]
-О проблеме  выбора содержания  трудового обучения во вспомогательной школе.
-Ориентация на квалификационные разрядные требования как принцип построения первых программ.
-О невыполнимых  программных требованиях относительно многих технологических сведений, практических умений и навыков.
1. О различиях между требованиями программы и  действительными возможностями учащихся вспомогательной школы.
2. О содержании программного материала по математике, черчению,  основам   физики.
3. Отсутствие направленности  программ на решение  специальной задачи вспомогательной школы — коррекцию недостатков развития.                                                                               В ходе анализа работы учителей – практиков отмечен интересный опыт работы многих учителей-дефектологов по решению коррекционных задач и достижению хорошего уровня подготовки учащихся к труду;  у менее опытных учителей  в работе с учащимися наблюдалась преимущественно тренировка рабочих навыков.
 « Одним из принципов  выбора содержания трудового обучения умственно отсталых детей является его социальная значимость».
 « Многолетний опыт вспомогательных школ полностью оправдал правильность ориентации на подготовку учащихся к производительному труду в промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве совместно со всеми трудящимися».
 « Весь предыдущий анализ особенностей формирования различных сторон трудовой деятельности у умственно отсталых учеников показал, что по ряду причин не все компоненты этой деятельности формируются гармонично, одновременно, поступательно. Особенно серьёзен разрыв между формированием у учащихся собственно рабочих навыков по специальности и овладением системой умственных действий в труде. Это бывает в тех случаях, когда ученик не может осознанно усвоить систему умственных умений, операций, связанных с данным видом труда. При этом у учащихся невозможно воспитать уверенность и самостоятельность в труде, теряется положительное отношение к руду.
Указанное объективно приводит к необходимости выбора наиболее простых по составу знаний  и умений специальностей для умственно отсталых учеников. Значительно меньшую роль при этом выборе должна играть степень сложности рабочих навыков по той или иной специальности».
 « Прежде всего содержание  трудового обучения должно упражнять и развивать все анализаторы умственно отсталого ребёнка». Аномальным детям всех категорий свойственны определённые особенности, отличающие их от нормально развивающихся сверстников. К таким особенностям относятся различные по характеру и глубине отклонения в развитии сенсорной сферы, недостатки или глубокое своеобразие двигательной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к  затруднению познания аномальными детьми окружающего мира, к ограничению или нарушению в  том или ином виде средств  их общения между собой, с окружающими людьми, порождают трудности в их социальной и трудовой адаптации.
Именно специальной школе принадлежит заслуга давнего признания значения предметно-практической деятельности для коррекции и компенсаторного развития различных сторон психической жизни  аномальных детей, для более эффективного их обучения и воспитания, для подготовки их к жизни в обществе [ 2].
Отечественные дефектологи  всегда  уделяли  большое внимание вопросу  развития психических функций в  деятельности.
 Согласно теории деятельности, разработанной в онтогенетическом аспекте ( Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие) , всестороннее психическое развитие  ребёнка наиболее интенсивно происходит внутри ведущих для каждого возраста видов и типов деятельности.
В исследованиях психологов  показано огромное влияние предметно-практической  деятельности на развитие  процессов восприятия как особых перцептивных действий.                  ( А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов и др.)
Предметная деятельность служит одной из важных основ формирования речи детей.
О консультации врача при выборе специальности.
О слабой стороне программ по трудовому обучению:  отсутствии указаний  относительно дифференцированных требований к уровню  трудовой подготовки учащихся  с учётом  индивидуальных особенностей  их  развития и возможностей овладеть специальными знаниями, умениями и навыками».
В программах определён общий для всех круг знаний и умений и дополнительный. [4 ]
1. О необходимости изделия для текущих потребностей;
2. о содержательности программных знаний и умений, которые дети получат в процессе выполнения задания;
3.  о динамике развития.
Комплекс  программных политехнических  знаний и умений, которыми овладевают дети при выполнении любого изделия или работы:
А. Предварительное планирование.
Б. Исполнительские  умения.
В. Культура и организация труда.
Д. Расширение политехнического кругозора.
Совместная творческая и предметно-практическая деятельность   одарённых  детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья способствует воспитанию толерантности, организации  положительного коммуникативного пространства , решению задач интеграции.
Большое значение в системе реабилитационных мероприятий имеет трудотерапия,  т.е. лечение трудом.
Целенаправленный труд способствует восстановлению нарушенных функций, даёт возможность почувствовать радость творчества, создаёт общий благоприятный  эмоциональный фон. В процессе  восстановительной работы  и лечебных мероприятий  используются три вида трудотерапии [ 6]:
общеукрепляющая – направлена  на отвлечение мыслей ребёнка или взрослого от  болезни, улучшение моторики, развитие ручных умений, повышение жизнедеятельности организма           ( лепка, картонажные работы, ремёсла, нанизывание бус, дежурство);
Восстановительная- имеет целью восстановление нарушенных при парезах и параличах функций. В процессе  трудотерапии осуществляется  тренировка пострадавших мышц  и происходит  выработка заместительной функции других мышц. Учитываются :
-характер двигательных нарушений;
-перспектива развития нарушенных  функций, возможности замещения;
-интересы и склонности ребёнка. Отличие восстановительной трудотерапии от  трудового обучения в том, что  её основной целью является  не воспитание конкретных трудовых навыков, а развитие обобщённых двигательных умений, которые создают предпосылки для будущих профессиональных перспектив.
Ориентировочная трудотерапия  имеет важное  значение, так  как основным  конечным результатом её является  профессионально-трудовая ориентация. Склонности и возможности ребёнка выявляются на основе  детального анализа двигательных нарушений и общего состояния организма. Целесообразно привлекать ребёнка к работе в различных кружках и секциях: фотолюбителей, технического творчества, рукоделия,  флористики, спортивного ориентирования.
В зависимости от  цели коррекционно-воспитательной и реабилитационной работы проблему представляет вопрос интеграции детей с ОВЗ в  общество. Частично его решают такие  малые формы производства, как  частные, семейные  предприятия, кооперативы, товарищества,  монастырские хозяйства.
На базе Психоневрологического интерната № 10  ( г. Санкт-Петербург, директор Горденчук В.Г. ) осуществляется комплексное  медико-социальное и педагогическое обслуживание лиц с ОВЗ: организована работа  медико-санитарного блока, четырёхразовое питание,  осуществляется  допрофессиональное и профессиональное обучение  на отделении социальной реабилитации, работают  лечебно-производственные мастерские, проводятся досуговые мероприятия,  открыт реабилитационный загородный центр в посёлке Шапки Тосненского района Ленинградской области.                                                                                Обучение на отделении социальной реабилитации проводится по следующим направлениям: « Столярное  дело», « Сувенирное дело», « Бисероплетение»,  « Швейное дело», « Вязание»,  « Вышивание», « Роспись по дереву»,  « Кулинария»,  « Озеленение»,  « Цветоводство»,                « Санитары»,  « Грузчики»,  « Уборщики», « Прачечное дело»,                                                               « Сельскохозяйственный труд» - в РЦ посёлка  Шапки.
 Одним  из основных вопросов  как общей, так  и специальной   педагогики является   проблема перехода знаний в умения и навыки. В коррекционной педагогике  решению этой задачи способствует концентрический принцип построения программы,  применение большого количества наглядного материала, многократного  повторения,  активной словарной  работы; опора на многочисленные практические упражнения.
  В современной науке различают  эксперимент  естественный,  констатирующий, обучающий, педагогический, формирующий.   С целью изучения
динамики формирования знаний, умений и навыков у пациентов Психоневрологического интерната № 10 класса « Сувенирное дело» на отделении социально-реабилитационной работы  в период с  сентября 2012 года по декабрь 2013 года  автором статьи был поставлен  педагогический  эксперимент.
 Количество обучающихся: 8 человек.
Возраст: от  30 до 42  лет.
 Диагностическая картина: F-70, F-71, F-72, ДЦП,   глухонемота, энурез, астигматизм, гипотериоз.
Ранее группа обучалась по специальности « Ткачество». В 2012 году пациентам была предложена  программа « Ремёсла».  Форма организации: работа в подгруппах  в соответствии с  уровнем  подготовки. Вид производственной  деятельности: артель, кустарное производство. Цель   работы (социальная значимость труда): изготовление сувенирной продукции, театрального реквизита, мягкой игрушки.

Организация  работы с учащимися  отделения социальной реабилитации ПНИ-10 Санкт-Петербурга  проводилась по следующим направлениям:
1.   Апробация  авторской  программы « Ремёсла», включающей в себя как пропедевтический период, так и обучение начальным трудовым навыкам работы с природным материалом, землёй, рассадой цветочных, садовых и овощных растений, бумагой, тканью, пряжей,  мехом; знакомство с различными инструментами и приспособлениями,  видами швов.
2.  Занятия изобразительной деятельностью на свежем воздухе: рисование  по влажной бумаге.
 Кустарное производство  (артель): изготовление фольклорной куклы (динамическая коммуникация посредством символического « языка» образов),  вязание ковриков из лоскутов ткани, изготовление декоративных цветов,  мягкой игрушки, работа с рассадой. Автор  обратилась к терапии творчеством,  опираясь на российские традиции ремесленного и кустарного производства.
Изготовление фольклорных кукол в качестве сувенирной продукции имеет не только  коррекционно-развивающее значение: оно способствует развитию коммуникативных связей,  диалогической речи, активизирует процессы памяти и мышления,  развивает  эмоциональную сферу.
Карл Густав Юнг в своей книге « человек и его символы» писал: « Когда душа начинает понимать символ, перед ней возникают представления, недоступные чистому разуму».
Кукла   представляет собой совокупность символов. Значение кукол  многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное.  Материалом для изготовления кукол являлись   глина,  кости, рог, камень. У разных народов в разное время куклы служили символом плодородия и материнства    ( статуэтки палеолитических Венер, первобытные формы кукол у народов Азии, Африки  и Америки). На Руси как символ плодородия куклу подкладывали под матрац молодожёнам. У кавказских народов  женщины , молясь о ниспослании детей, приносили в жертву куклу или модель колыбели. У народов Средней Азии девушка могла играть с куклой  до замужества, а потом хранить её как талисман материнства и счастливой семейной жизни.  В Скандиновском эпосе  у Кельтов  существует  кукла Старшая Эдда.                                                                                                          Важнейшая магическая  роль куклы – её связь с предками. Так, например, в русской сказке Василиса Премудрая получает от матери в знак благословения куколку, ставшую её защитницей и помощницей.
 Существуя на грани двух миров, кукла издавна помогала поддерживать связь между живыми и мёртвыми, служила посредником между двумя мирами. Кукол использовали для проведения различных сезонных обрядов. Например,  в марте, провожая зиму и встречая весну, сжигали чучело куклы Масленицы. После сбора урожая, на границе лета и осени, устраивали захоронение соломенной куклы Андропушки, пряча таким образом силу, сокрытую в хлебном колосе, до весны.[ 5]
     Занимаясь изготовлением фольклорных кукол, пациенты с ОВЗ   придумывали  им имена, выбирали  лоскутки разного цвета для изготовления деталей костюма, сочиняли истории, рассказы и сказки.
                           

1. Контингент.


Фамилия, имя, отчество
учащегося
Дата рождения
Диагноз
(код)
Сопутствующ.
заболевания
Примечание
1
Кирилл Б.
27.11.73.
F-71
Плоскостопие
Дееспособ.
5 отд.
постоянное
2
Алексей Ж.
05.05.82.
F-72
Глухонемота, астигматизм, узловой зоб
Недееспос.
2 отд.
5 дневное
3
Алексей И.
19.10.73.
F-07
Киста левой почки, аллергический ринит
Дееспособ.
5 отд.
постоянное
4
Дмитрий Л.
30.08.76.
F-71
Астигматизм
Дееспос.
5 отд.
постоянное
5
Дмитрий М.
17.12.75
F-71.1
ДЦП, энурез
Дееспос.,
5 отд.
постоянное
6
Алексей М.
21.07.71.
F-71
Ожирение 3 ст.
Недеесп.,
5 отд.
постоянное
7
Константин Т.
05.01.75.
F-71
Гипотериоз, ожирение 3 ст.
Деесп.,
5 отд.
постоянное
8
Андрей Ч.
02.12.70.
F-71

Дееспособ.
5 отд.
постоянное
 Административный контроль  формирования знаний, умений и навыков (2012 год).
1
Подготовка и организация рабочего места.
сентябрь
декабрь
май

2
Соблюдение правил личной гигиены.
7
 8


3
Правила использования основных инструментов и материалов для ткачества и сувенирного дела. ТБ.
6
6


4
Оказание 1-ой доврачебной помощи при получении мелких травм.
8
8


5
Последовательность и правила натяжения нитей основы на раму.
8
0


6
Виды нитей.
4
4


7
Устройство и правила эксплуатации рам для ткачества
8
0


8
Назначение, применение и подбор различных видов нитей.
4
4


9
Нормы расхода материала.
6
6


10
Шаблоны и трафареты.
5
5


11
Виды материалов: ткань, нитки, мех.
4
8


12
Хранение инвентаря и материалов
8
8


13
Способы ухода за инвентарем и материалом
8
8


14
Цветоведение .
8
8


15
Подбор нитей и тканей  по фактуре.
5
5


16
Техника плетения “ Геометрия»
0
1


17
Закрепление нитей при ткачестве
1
1


18
Геометрический материал. Выполнение простейших измерений. Построение чертежей геометрических фигур.
1
2


19
Работа с иглой. Вдевание нити.
3
6


20
Завязывание узелка.
1
3


21
Шов « вперёд иголкой».
3
6


22
Снятие готового изделия с рамы.
1
2


23
Обработка нитей основы после снятия изделия с рамы.
1
1


24
Оформление готового изделия.
0
0


25
Уход за ткаными изделиями.
0
0


                                                Всего баллов:
100
100


 
Анализ динамики формирования знаний, умений и навыков в связи с переходом на  новую программу обучения  показывает отрицательные  результаты  в  закреплении  специальных навыков по направлению « Ткачество», в то же время  при организации  обучения  по новой программе « Ремёсла» наблюдается   стабильность общего развития  пациентов  и поступательное движение в направлении развития специальных навыков.

Вряд ли  корректно говорить о соотношении программных требований и ориентиров на программу обучения и развития дошкольника.
№ п/п
Программа обучения  дошкольника
(Возраст 4-5 лет).
 Знания, умения, навыки взрослых  пациентов ПНИ
( экспериментальная группа, 2012 год)
1.
Выполнять задание, не отвлекаясь, в течение 10-12 минут
 Выполняют  задание, не отвлекаясь, в течение всего рабочего дня.
2.
Удерживать в  поле зрения  6-7 предметов.
Поле зрения сужено (1-3 предмета)
3.
Находить 5-6 отличий  между предметами .
Мыслительные операции анализа и синтеза затруднены.
4.
Выполнять самостоятельно задание по предметному образцу.
 Выполняют по пооперационному плану. Самостоятельный анализ образца  затруднён.
5.
Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
 Находят 1-2 пары одинаковых предметов
6.
Повторение скороговорок, слогов, числового ряда за взрослым.
Затруднено.
7.
Отстукивать  ладошкой ритм, повторяя вслед за взрослым.
Допускают ошибки.
8.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Затрудняются.
9.
Устанавливать логические связи.
Затрудняются.
10.
Иметь определённый объём сведений  о себе и окружающем мире
Запас сведений мал, неточен, ошибочен.
11.
Правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно
  Затруднения
12.
Употреблять в речи простые и сложные  предложения.
 Использование в речи простых предложений затруднено.
13.
Пользоваться прямой и косвенной речью. Поддерживать непринуждённую беседу.
 Затруднения.
14.
Завязывать узлы на толстой верёвке или шнуре.
 Навык отсутствует
15.
Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.
 Испытывают серьёзные затруднения.
16.
Рисовать в воздухе.
 Навык отсутствует.
17.
Резать ножницами.
Испытывают  затруднения. Навык в стадии формирования.  Пользоваться  ножницами могут по показаниям врача.
18.
Лепить из пластилина или глины предметы, фигурки разных животных, людей.
Навык  сформирован.
19.
Повторять движения пальчиковой гимнастики.
Затрудняются.
20.
Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут
 Затрудняются.
21.
Запоминать и повторять 7-8 слов, прочитанных взрослым 1-2 раза
Затрудняются.
22.
 Запоминать и повторять фразу, прочитанную взрослым 1 раз
Затрудняются.
23.
Запоминать и повторять в определённой последовательности движения,  показанные взрослым.
Затрудняются.
24.
Рассказывать наизусть несколько стихотворений.
Затрудняются.
25.
Пересказывать близко к тексту  содержание прочитанного произведения.
Затрудняются.
26.
Сравнивать два изображения по памяти.
Затрудняются.
27.
Складывать разрезную картинку из 9 частей.
 Навык в стадии формирования.
28.
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Затрудняются.
29.
Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Затрудняются.
30.
Находить в группе слов лишнее ( по смыслу).
Затрудняются.
31.
Определять последовательность событий.
Затрудняются.
32.
Считать в пределах 10.
Навык в стадии формирования.
33.
Группировать предметы по свойствам.
 Затрудняются.
34.
Называть геометрические фигуры, различать их.
Навык в стадии формирования.
35.
Решать простые задачи на конкретном материале. Конструировать.
Затрудняются.

 Исходя из вышеизложенного,  автором  был разработан перечень  общих и специальных знаний, умений и навыков, предполагаемых результатов  к каждому разделу программы                  « Ремёсла» по предмету  «Сувенирное дело».

Тема практической работы
Предполагаемый результат
  I.

1.
 Пропедевтический период.

Орнаменты.
Растительный орнамент.
Геометрический орнамент.
Роспись  доски.
Роспись прялки.
1.Знать и называть основные и дополнительные цвета, геометрические фигуры. Уметь пользоваться карандашом, красками. Уметь работать по замыслу.
2. Знать основные цвета. Различать основные геометрические формы. Удерживать карандаш. Выполнять работу по трафарету.
3. Выполнять работу в технике рисования по влажной бумаге.
2.
Культура труда. Организация рабочего места.
1.  Знать правила ТБ при работе с клеем, ножницами, инструментами. Понимать  словесную инструкцию. Уметь действовать  по словесной инструкции взрослого. Самостоятельно планировать деятельность. Делать отчёт о выполненной работе.
2. Действие по словесной инструкции.
3. Уметь соотносить действия   с заданным  планом , технологической картой, инструкцией, мнемотаблицей.
3.
Лепка из пластилина « Жаворонок».
1.  Уметь анализировать образец, соотносить части целого.  Уметь определять форму и размер деталей, подбирать  цвет.  Уметь выполнять лепку шара, овала, мелких деталей.  Уметь выполнять  сборку готового изделия.
2.  Уметь действовать по словесной инструкции, работать по технологической карте.
3.  Уметь втирать  пластилин в картон или доску.
4.
Изготовление картины из природного материала.
1.  Уметь работать по творческому замыслу.  Уметь ориентироваться  в пространстве листа.  Уметь самостоятельно располагать детали композиции на листе бумаги.  Уметь закреплять  детали при помощи клея ПВА и горячего пистолета.  Знать и выполнять правила техники безопасности при работе с горячим пистолетом.


2.  Уметь определять центр листа, правую  и левую сторону, нижнюю и верхнюю части.  Уметь работать по  заданному образцу, технологической карте, мнемотаблице. Уметь пользоваться кистью и клеем.
3.  Уметь работать в паре.
5.
Аппликация. Изготовление открытки.
1. Ументь пользоваться карандашом, обводить трафарет. Ументь выполнять  ножницами прямые и закруглённые надрезы. Уметь ориентироваться в листе и правильно располагать детали композиции. Уметь пользоваться кисточкой и клеем.
2.  Уметь работать в паре,  пользоваться трафаретом и шаблоном, соотносить последовательность действий с технологической картой и мнемотаблицей.                                         3.  Уметь работа в технике               « Рваная аппликация», сгибание лист бумаги пополам.
II.


1.
Введение в профессию. Формирование первичных специальных профессиональных навыков.

Фольклорная кукла.
1. Знать  и выполнять правила техники безопасности при работе с ножницами. Уметь анализировать образец,  пользоваться линейкой и карандашом, чертить геометрические фигуры заданных размеров. Уметь пользоваться ножницами, выполнять прямые резы по бумаге и ткани. Уметь  отмерять нить заданного размера. Уметь  завязывать узелок. Уметь плести пояс  двумя способами: из двух нитей и косичкой. Умение выполнять отделку края изделия бахромой. Уметь выполнять заготовку из ватина или синтепона. Самостоятельно собирать готовое  изделие по технологической карте, инструкции или мнемотаблице.
2.  Уметь работать в паре с учителем, выполнять словесную инструкцию.                 3.  Уметь выполнять отделку края изделия бахромой.  Уметь работать  с шаблонами выкроек.
2.
Вышивка.
1. Знать правила ТБ при работе с иглой. Уметь вдевать нитку в иголку. Уметь выполнять шов «вперёд иголкой», машинный шов, петельный шов, шов «через край», простые украшающие швы: русский наборный шов, настил в технике « мережка», « змейка».                                           2. Уметь вдевать нитку в иголку. Уметь закреплять нить двумя способами. Уметь выполнять шов « вперёд иголкой». Уметь работать по технологической карте, плану, инструкции, мнемотаблице.                      3. Уметь оформлять край изделия бахромой. Уметь прореживать нити  для  вышивки в технике                           « мережка».
3.
Народный костюм.
1. Уметь работать в режиме проектных технологий, действовать по словесной инструкции взрослого, по собственному замыслу. Уметь согласовывать свои действия с общим планом работы,   взаимодействовать при бригадном методе работы. Уметь анализировать образец, знать и называть части и детали  народного костюма, владеть информацией об основных сельскохозяйственных, ремесленных и кустарных промыслах , ремёслах, праздниках. Различать виды  волокон по происхождению, виды тканей по фактуре.  Уметь подбирать ткать по  цвету. Владеть навыками работы с ножницами, иглой.                    2. Уметь выполнять задание по технологической карте, инструкции, картинному плану, образцу, мнемотаблице. Уметь выполнять определённую операцию. Уметь взаимодействовать в паре или группе.                                                3. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого. Выполнять простые поручения, несложную подсобную работу.                     
4.
Плетение пояса.
1. Уметь работать по словесной инструкции и заданному плану, технологической карте. Различать волокна растительного и животного происхождения. Уметь соблюдать последовательность техники плетения пояса из двух и трёх нитей. Уметь оформлять готовое изделие.                                     2. Уметь работать в паре с учителем, понимать и выполнять словесную инструкцию.                                         3. Уметь работать в паре, отмерять нити нужной длины.
5.
Материаловедение.
1. Различать , определять и называть свойства  материалов: бумаги, ткани,  шерстяных и льняных нитей, меха, проволоки, синтепона и ватина.                                                               2. Уметь сортировать материалы по цвету и фактуре.                                            3. Уметь сортировать материалы по цвету. Уметь сматывать нити в клубки.
6.
 Лоскутная техника.
1. Уметь выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь работать по замыслу. Уметь подбирать ткань по фактуре и цвету. Уметь пользоваться чертёжными инструментами, выполнять простые измерительные действия. Уметь  пользоваться ножницами и иглой, выполнять стачной шов. Знать  и соблюдать правила ТБ.                                                            2. Уметь пользоваться шаблоном для раскроя деталей нужного размера.                                         3. Понимать  словесную  инструкцию взрослого, уметь работать в паре и в группе.  Уметь выполнять отделочные работы для  изделий в лоскутной технике (куклы - мартинички, пеленашки, зайцы).                     
7.
Мягкая игрушка.
1. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого. Уметь работать по  технологической карте, мнемотаблице. Уметь опреде лять направление ворса меха. Знать и выполнять правила ТБ при работе с ножницами, иглой, портновскими булавками. Уметь  выполнять прямые и закруглённые резы ножницами.  Уметь выполнять шов « вперёд иголкой», стачной шов, машинный шов, шов               « через край».  Уметь стачивать детали игрушек из меха.  Уметь анализировать образец, выполнять сборку и оформление  готового изделия. Уметь работать в режиме проектных технологий и бригадным методом.                                                 2. Понимать и выполнять  словесную инструкцию взрослого, уметь работать по технологической карте, картинному плану и мнемотаблице. Знать и выполнять правила ТБ при работе с ножницами, иглой и портновскими булавками. Выполнять  стачной шов, соединять детали изделия.                       3. Выполнять набивку деталей изделия  синтепоном.   
8.
Декоративные цветы из ткани.
1.Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого, уметь работать по технологической карте, мнемотаблице, инструкции, картинному плану. Уметь работать в карандашом, калькой, бумагой, клеем, красками, проволокой,  выкройкой цветка. Уметь выполнять прямые и закруглённые резы ножницами. Уметь работать с паяльником и насадками различной формы. Уметь выполнять соединение деталей цветка, сборку и отделку готового изделия.                                              2.  Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого, работать по технологической карте,  картинному плану, мнемотаблице. Уметь работать с карандашом, калькой, шаблоном выкройки цветка. Уметь выполнять сборку цветка.                                  3. Понимать и выполнять словесную инструкцию, работать по картинному плану или мнемотаблице, выполнять простые отделочные работы деталей цветка , работать в паре.   
9.
Вязание.
1. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого. Знать правила ТБ при работе с инструментами -  вязальными спицами и крючком. Уметь различать  волокна  растительного и животного происхождения. Уметь набирать основную петлю, ряд петель, вывязывать на спицах лицевые и изнаночные петли, выполнять сборку  и оформление готового изделия. При вязании крючком уметь выполнять петлю поворота,  столбики без накида и столбики с накидом, сборку и оформление готового изделия.                                       2. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого.  Знать и выполнять правила ТБ при работе с ножницами и иглой. Уметь выполнять  шов « вперёд иголкой», простые стачные швы, вспомогательную работу  по заготовке материала для вязания декоративного коврика из косых полос.                               3. Понимать и выполнять словесную  инструкцию взрослого, уметь работать в паре, выполнять сортировку и заготовку материала.
10.
Практическая работа по изготовлению сувенира.
1. Уметь  действовать по собственному замыслу и технологической карте, самостоятельно изготовить сувенир по выбору.                                           2. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого, уметь работать в режиме проектов и бригадным методом, уметь  качественно выполнять отдельные операции технологического процесса.          3. Понимать и выполнять словесную инструкцию взрослого, уметь работать в режиме проектов , кейс-технологий, бригадным методом,  выполняя посильные подсобные работы.



Результативность.
Сентябрь 2012 г.
      Критерии  оценки
 Декабрь 2012

Динамика
37%
Эмоциональный контакт с учителем
 100%
63%
37%
Понимание словесной инструкции
100 %
63%
37%
Выполнение словесной инструкции
100 %
63%
75%
Организация рабочего места
87%
12%
100%
Работа с пластилином
100%
0%
100%
Работа с бумагой
100%
0%
75%
Работа с ножницами
87%
12%
37%
Вдевание нитки в иголку
75%
38%
25%
Выполнение шва « вперёд иголкой»
62%
37%
0%
Выполнение шва « через край»
62%
62%
12%
Выполнение заготовки по шаблону
50%
38%
0%
Самостоятельное выполнение изделия
12%
12%
12%
Выполнение изделия в паре с педагогом
 50%
38%
0%
Выполнение заготовок из синтепона для фольклорной куклы (скатывание шариков)
100%
100%

Социальная значимость труда: продажа изделий на Рождественской выставке
100%


Наблюдения за развитием  эмоциональной сферы пациентов показывают, что в ходе организованной  совместной деятельности  обучающиеся осуществляют выбор того или иного цвета  материала в соответствии с личными предпочтениями;
      при изготовлении фольклорной куклы озвучивают  мысли, связанные с гендерными проблемами;
      выражают чувство радости как   в процессе создания  изделия, так и по окончании работы ( позитивное целостное восприятие предмета);
      при работе с красками явно прослеживается взаимосвязь в применении тёмных тонов                     ( чёрный, серый, фиолетовый) для выражения эмоций страха, напряжения,  ужаса, тревоги (« Гроза» С. Аникин);  ярких — для выражения эмоций радости,  восторга, гнева у пациентов с  синдромом гиперактивности; пастельных — у пациентов аутичных, заторможенных.
      Во всех случаях обращения к изобразительной деятельности наблюдается положительная динамика развития коммуникативных связей и эмоционально-волевой сферы.
      Предлагаемые техники: рисование по влажной бумаге, работа с шаблонами, трафаретами, работа с традиционными орнаментами (геометрическими и растительными), биографический метод.
      Манипуляции с мехом вызывают особые тактильные ощущения как у пациентов с ограниченными возможностями здоровья, так и у одарённых детей. Положительный сенсорный опыт  способствует проявлению эмоций радости,   чувства эмпатии. Как в ходе работы, так и по завершении   творческого процесса  у участников возникает активная  предметно - манипулятивная деятельность, возникают элементы сюжетно -ролевой игры, активизируются  коммуникативные отношения ( словарь: появление в речи  прилагательных  « тёплый», « пушистый», « мягкий»; монолог, диалог).
      При работе с землёй и рассадой наблюдались случаи возникновения потребности в речевом общении  у учащихся с такими диагнозами, как аутизм, имбецильность.
      В практике  восстановительной работы с пациентом, перенёсшим инсульт, традиционно следует опираться на  опыт, имевший большую личностную и профессиональную ценность до болезни. Так, например, занятия по уходу за животными  и растениями позволили восстановить жизненные функции больного  с гемипарезом. Занятия фотографией  в практической работе с постинсультным больным с амнестической формой афазии  позволили существенно улучшить его интеллектуальное и эмоциональное состояние: упражнения в систематизации, классификации  фоторабот, подбор речевого материала для описания изображений.
     Занятия изобразительной деятельностью в технике биографического метода ( Хелен Скулд) позволили  пациентам выразить  переживания, зачастую связанные с глубокими  и длительными психологическими травмами, избавиться от  состояния тревожности, преодолеть страхи, вязкость мыслительных процессов.
 
По мнению автора, применение реабилитационных программ является обоснованным  в следующих случаях:
1. По медицинским  показаниям детям и взрослым с соматическими, неврологическими, психическими заболеваниями.
2.  По социальным показаниям: организация допрофессионального и профессионального обучения детей, подростков и взрослых, находящихся в кризисной  или трудной жизненной ситуации.
3.   В педагогической практике в качестве профилактической работы с детьми                                            « группы риска»,   обучающих программ   семейного образования.
4.  В работе психологической службы  учреждения.

Вопросам  творческой  реабилитации посвящены исследования  зарубежных авторов. Так,  специалист в области текстильного дизайна арт - терапевт  Фелисити Элдридж (Великобритания, Лондон)  работает в частном агентстве по оказанию помощи приёмным детям, о  чём  говорит в своей статье « Об эстетике и культурной нищете в арт-терапевтической работе с детьми».  Кэтрин Мун ( США)  уделяет большое внимание в своей работе теории материалов, отмечая важность  предпочтения   пациентом того или иного материала для творчества. Преподаватель художественной студии  для безработных  художница, арт-терапевт Доминик Сенс ( Сорбонна)  рассматривает арт-терапевтическую студию как инструмент социальной интеграции  безработных  в течение  продолжительного времени. Творчество  душевнобольных   пациентов  изучают Людгер Юткейд                                      ( Германия, Мюнстер) и президент Международного общества психопатологии экспрессии и арт-терапии Ги Ру.
Разные  национальные и региональные арт-терапевтические школы отражают своеобразие местных культур и укладов, разную степень  зрелости метода в той или иной части мира.
Эти местные традиции являются основой европейской арт - терапии как целостного феномена.[1]    
                                                                              
Рекомендации.
Для качественной организации  коррекционно-реабилитационного процесса необходимо выполнение ряда специальных условий:

1. Финансирование соответствующих программ:
        -Государственный бюджет.
        -Страховые выплаты (пенсии, пособия, страховки, материнский капитал).
        -Целевое финансирование программ на коммерческой основе.
        -Внебюджетные фонды.
        -Кредиты, ссуды,   краткосрочные  займы.
2. Наличие помещения для обучения.
3. Наличие оборудования, инструментов и материалов.
4. Наличие программ социальной реабилитации и обучения.
5. Решение кадрового вопроса (наличие специалиста в данной области).
6. Соблюдение методических рекомендаций и технологических  требований к  организации учебного  процесса (наличие  технологических и инструкционных  карт, образцов,  пооперационного плана изготовления изделия, мнемотаблиц).
7.  Разработка индивидуальных программ обучения, разноуровневого планирования  учебного материала.
8. Взаимодействие с представителями производства.
9. Организация Попечительского Совета

10. Целесообразно организовать  в коррекционных учреждениях   специальные арт - терапевтические занятия. Форма может быть различной: студия, открытая или закрытая студийная группа, индивидуальная работа с пациентом. Организационные формы деятельности (урок,   кружок,  клубное занятие, студия, мастерская, закрытая  студийная группа).
11. Применять   арттерапевтические техники  в семейной реабилитации.
12.  Организовать   индивидуальные и  подгрупповые занятия на базе Воскресной школы.
 
Вывод:
Совершенствование и развитие разнообразных  форм коррекционно - реабилитационной работы является показателем уровня  общей культуры государства.

Список литературы.
1. Александр Копытин. Арттерапия. Хрестоматия.  Издательство « Питер»  2009 г.
2. Г.М. Дульнев. « Основы трудового обучения во вспомогательной школе».  Психолого-педагогическое исследование. М., « Педагогика», 1969 г.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Учебник  для студентов  средних  и высших  педагогических  учебных  заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. И.Г. Майорова.  «Уроки труда. Первый класс».  Пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1979 г.
5. Фольклорная кукла. Журнал «Библиотечное дело». 2010г.
6.  Л.О. Бадалян.  Невропатология.Учебник.  Москва. Просвещение.1982 г. Стр.319
7.“ Психотерапевтическая энциклопедия». Под ред. Б.Д. Карвасарского. Серия « Мастера психологии». Изд. « Питер»,  Санкт-Петербург, Москва-Харьков- Минск, 1998 г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»