Развитие творческих способностей учащихся специальных (коррекционных) школ во внеурочной деятельности
Шельвинская Наталья Юрьевна
Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Особенно тяжело усваиваются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного установления зависимости между объектами или явлениями. Нереализованным остается и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе. Трудность в усвоении материала приводит к снижению мотивации на уроках. Интерес к учебной деятельности теряется, детям становится скучно, что отражается на эффективности обучения. Основной задачей в обучении рассматриваемой категории детей является создание условий для успешной учебной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирования положительных устремлений и мотиваций поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром. К условиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся относится организация внеурочной деятельности, пробуждающей их интерес к знаниям.
Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе, что особенно важно для детей коррекционных школ, т. к. помогают им принимать активное участие в общественной жизни вместе со сверстниками.
Для того чтобы развить творческий потенциал нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Именно во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности детей с особенностями развития.
Все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Но именно в коррекционных школах особенно важно найти в каждом ребенке творческий потенциал. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ребенок смог проявить себя. Неспособных детей не бывает. Внеурочная деятельность помогает выявить и развить эти способности в доступной и интересной форме.
В процессе внеурочной деятельности у детей с ЗПР развивается наблюдательность, речевая активности, общительность, тренируется память, привычки анализировать и осмысливать факты, а ведь это так важно для детей с пониженной мотивацией.
Кроме того во время внеурочной деятельности систематически создаются ситуации, позволяющие проявить индивидуальность ученика. Организовывается исследовательская деятельность в познавательном процессе.
Для развития творческих способностей нужны воля, умение преодолевать трудности, активность в познании. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. В творческой деятельности появляется успешность. У детей повышается мотивация. Им становится интересно не только на занятиях по внеурочной деятельности, но также и во время учебной деятельности, что положительно сказывается на эффективности обучения.